Эксперт токсической программы Greenpeace и проекта «Пакет? — Спасибо, нет!». Специалист по экологической политике, закончил МГУ им. М.В. Ломоносова. Автор методики всероссийского рейтинга доступности раздельного сбора отходов, лёгшего в основу оценки эффективности губернаторов по версии фонда «Петербургская политика». С 2017 года руководит экспедиционной деятельностью по оценке пластикового загрязнения окружающей среды и природных территорий. Занимается аналитикой и гармонизацией российского законодательства в сфере обращения с отходами.
Мнение эксперта 4 минуты 19/06/2019
Мэр Москвы Сергей Собянин постановил ввести в столице раздельный сбор отходов. Первый этап стартует с 1 января 2020 года, ёмкости для сбора вторсырья начнут устанавливать во дворах уже в этом году. В контейнеры можно будет сдать пластик, стекло, бумагу, картон и алюминиевые банки.
В августе 2018 года Greenpeace направлял Правительству Москвы рекомендации по решению «мусорной» проблемы, в том числе по развитию общедоступной стационарной инфраструктуры раздельного сбора отходов, которая к 2020 году должна охватить 100% населения.
Получается, Правительство прислушалось к рекомендациям, и это хорошая новость. Но радоваться ещё рано: там, где уже стоят баки для вторсырья, система сбора вызывает вопросы. Как будет работать новый проект, неизвестно.
В 2012–2014 годах власти Москвы заключили девять многомиллиардных госконтрактов на 15 лет на оказание услуг по обращению с коммунальными отходами. По их условиям, исполнители обязаны были внедрять раздельный сбор отходов в 9 городских округах. При этом никто не утвердил единую систему для раздельного сбора, каждая компания выбирала «удобный» вариант. По госконтрактам было достаточно установить 1 пункт на 12,5 тысяч человек, то есть 552 точки на весь город, хотя контейнерных площадок — больше 13 тысяч. При этом в трёх городских округах вообще не было никаких госконтрактов на раздельный сбор.
Получалось, что в Москве в течение 15 лет будут действовать несколько принципиально отличающихся друг от друга схем обращения с отходами, в том числе раздельного сбора, без единых целей и требований.
Волонтёры Greenpeace дважды проверяли, как исполняются госконтракты, и нашли множество нарушений: количество пунктов было меньше планового, часть работала некорректно или существовала только на бумаге.
Сейчас ситуация тоже неидеальна, а некоторые новые проекты по сбору вторсырья работают по непрозрачным схемам, хотя на них тратят бюджетные деньги.
На сайте мэра Москвы написано, что вместе с внедрением общегородской системы раздельного сбора «действующие в отдельных районах Москвы пилотные системы раздельного сбора мусора с сортировкой на несколько фракций сохранятся». Непонятно, что авторы текста имели в виду: если оставить в девяти округах Москвы существующие системы сбора вторсырья, то сделать единый проект с общими целями снова не получится.
Чтобы столичная система раздельного сбора стала действительно эффективной, необходимо собирать не только стекло, бумагу, пластик и металл, но и пищевые отходы. Они составляют не менее четверти от общего количества коммунальных отходов москвичей. Также важно исключить попадание в контейнеры опасных отходов. К сожалению, в заявлениях мэра про это ничего не написано.
Кроме того, нужно внести изменения в закон «Об отходах производства и потребления в городе Москве», действующие госконтракты по обращению с отходами и в городскую территориальную схему обращения с отходами, приведя их к единообразию и в соответствие с требованиями федерального закона об отходах (89-ФЗ). Особое внимание нужно уделить п.2 ст.3 89-ФЗ, где перечислены приоритеты госполитики по обращению с отходами. Раздельный сбор там стоит на третьем месте, гораздо важнее, согласно документу, снижать объёмы образующихся отходов.
По результатам прошлогоднего рейтинга доступности раздельного сбора в крупных городах России, Москва заняла лишь 52 место. Если Сергей Собянин сдержит слово, то в рейтинге 2019 года у Москвы есть шанс занять первое место. Но и это лишь часть решения «мусорной» проблемы.
Москва обязана запустить городскую программу «Ноль отходов» и незамедлительно приступить к предотвращению образования отходов.
Москва должна решить ситуацию со своими отходами цивилизованно, не нарушая экологические права жителей других регионов.