menu Меню

Федеральную схему по обращению с отходами надо переработать. Или сжечь

Новая федеральная схема противоречит целям мусорной реформы и законодательству
Узнай, чем занимается Гринпис Узнать Узнай, как ты можешь помочь природе Действовать

Дмитрий Нестеров

С 2006 по 2016 годы занимался общественной природоохранной деятельностью в Архангельске в экологической организации «Этас» (сегодня — «Движение 42»). В 2014-2016 годах координировал со стороны общественности проект по внедрению раздельного сбора отходов в Архангельске. С мая 2016 года работает в Greenpeace России. Эксперт проекта «Ноль отходов». Взаимодействует с инициативными группами по внедрению раздельного сбора отходов в городах России.

Мнение эксперта 5 минут 11/06/2020
читать и обсуждать наши новости в телеграме читайте наши новости в телеграме

В конце апреля зампред правительства Виктория Абрамченко одобрила первый проект федеральной схемы обращения с твёрдыми коммунальными отходами. Он представляет собой интерактивную карту, на которой указаны источники образования отходов, объекты инфраструктуры и маршруты движения ТКО.

Однако схема, подготовленная госкомпанией «Российский экологический оператор», не соответствует целям мусорной реформы: большая часть планируемых объектов по обращению с отходами относится к наименее приоритетным способам – сжиганию и захоронению, а не к переработке.

Ни себе ни людям

Мусорная реформа, начатая в 2014 году, должна была создать современную отрасль по обращению с ТКО по аналогии с европейской моделью, где главный фокус – перенаправление потоков отходов с полигона на переработку. Именно в конце 2014 года и были приняты поправки в федеральный закон, обозначившие приоритеты госполитики: максимальное использование исходного сырья, предотвращение образования отходов и уже только потом сокращение образования и снижение класса опасности, то есть раздельный сбор и переработку.

Федеральная схема — это компиляция территориальных схем по обращению с отходами субъектов, ни одна из которых не соответствует требованиям законодательства в части приоритетов госполитикиВсе терсхемы рассчитаны на полигоны, свалки, сортировку смешанных отходов и сжигание.

Это подтверждают и представители законодательной власти. В марте 2020 года председатель комитета по экологии и охраны окружающей среды Госдумы Владимир Бурматов обратил внимание на несоответствие содержания терсхем федеральному законодательству: «У нас 23 субъекта нарушили закон откровенно. Из тех, кто формально требования выполнил, но не выполнил по духу, это ещё примерно две трети субъектов».

По федеральному закону «Об отходах производства и потребления» именно субъекты отвечают за обращение с отходами, в том числе — за привлечение средств и поиск инвесторов для создания инфраструктуры. Поскольку регионы зачастую ограничены в этих возможностях, они продолжают делать ставку на уже устаревшие способы обращения с отходами — мусорные полигоны. Отсутствие чётких и своевременных директив из центра по развитию отрасли обращения с ТКО сильно тормозит возможности регионов по созданию мощностей по переработке и сортировке ТКО.

Сжигать — не перерабатывать

Федеральная схема не решает задачу создания в России отрасли переработки. Заявления президента Владимира Путина о необходимости кардинального снижения объёма отходов, поступающих на полигоны, внедрения раздельного сбора и в целом о важности перехода на циклическую экономику пока остаются словами и не находят реального подтверждения.

«В документе нет отдельной информации о перерабатывающих мощностях в России, что напрямую связано с реформированием института расширенной ответственности производителя (РОП) и с созданием полноценной инфраструктуры раздельного сбора и переработки в стране. Это подтверждает и поручение вице-премьера Абрамченко доработать федсхему, в которой необходимо указать перерабатывающие мощности по видам вторичного сырья. Эта мера позволит соотнести российские мощности и объёмы образующегося вторсырья для последующей переработки. Кроме того, необходимо оценить потребность субъектов в перерабатывающих мощностях. В некоторых случаях эффективнее будет создавать межрегиональные предприятия по переработке».

Мировой опыт показывает, что для эффективного решения проблемы надо стараться не только направлять отходы на переработку, но и предотвращать их образование. Наглядный пример — директива ЕС «Об ограничении одноразового пластика», по которой десять наиболее часто встречающихся загрязнителей европейских берегов — одноразовые пластиковые товары — попадут под запрет. Одноразовые пластиковые тара и упаковка выпадают из системы раздельного сбора, трудно извлекаются на сортировках и не востребованы на рынке вторичного сырья.

В проекте федсхемы нет ни слова о реализации высших приоритетов госполитики. Да и изменения законодательства в конце прошлого года, которые приравняли сжигание мусора с выработкой энергии к переработке, говорят о том, что налаживать систему раздельного сбора в России никто не торопится. Содержание схемы и действия, которые предпринимает правительство наводят на мысль, что ведомства, отвечающие за мусорную реформу, ставят совсем иную цель – достичь показателей нацпроекта «Экология», а не создать современную отрасль обращения с отходами, которая позволит в среднесрочной и долгосрочной перспективе отказаться от создания как МСЗ, так и бóльшей части полигонов.

Тем не менее, зампред правительства Виктория Абрамченко, курирующая национальный проект «Экология», одобрила первый проект федеральной схемы обращения с ТКО. Согласно ему, на переработку к 2024 году должно будет отправляться 36% коммунальных отходов вместо 7 % в 2019 году. После обсуждения схемы с заинтересованными чиновниками, финальный вариант документа планируется утвердить осенью этого года. Есть надежды на то, что документ будет переработан, однако суть, скорее всего, останется: отходы поедут на полигоны, в печи МСЗ и инсинераторов.

Неожиданностью стало решение «Экоинтегратора», регионального оператора по Архангельской области, отказаться от планов по установке 14 инсинераторов, которые были прописаны в обновлённой терсхеме. Это произошло на волне массового недовольства населения планами регоператора. Вместо этого «Экоинтегратор» будет строить мусоросортировочные станции и пресс-компакты с малыми объектами компостирования. Изменения, по сообщению регоператора, будут внесены в терсхему.

Регионы смогут внести изменения в свои терсхемы в лучшем случае только осенью, по закону им необходимо обязательно пройти процедуру общественных слушаний, что крайне затруднительно сделать сейчас из-за карантинных мер по всей стране.

Газета «Коммерсант» проанализировала документ и сообщила, что минимум за 101 млрд рублей предполагается построить и реконструировать 868 мусорных объектов (700 новых), включая 148 предприятий по сжиганию мусора (это без планов «Ростеха» построить ещё 25 мусоросжигательных заводов), а также 351 мусорный полигон (253 новых). Предприятий переработки мусора среди новых объектов не больше десяти.

Планируется постройка и модернизация 351 полигона (253 новых) мощностью 22,9 млн тонн (минимум 115,7 млрд рублей) и 355 сортировочных станций (51,9 млн тонн, 201,8 млрд рублей), а всего в РФ образуется порядка 70 млн тонн ТКО в год, из которых 35% — пищевые. 53 станции предполагают компостирование отходов, 24 — производство топлива RDF (измельчение и прессование полезных фракций для последующего сжигания). Предприятий же по переработке среди новых объектов — не более десяти, в основном это мощности по компостированию или производству RDF.

законы мусоросжигание ноль отходов пластик раздельный сбор

Интересные публикации

Один день из жизни координатора Recyclemap
В этом году российскому отделению Гринпис исполняется 30 лет! Солидный возраст и подходящий момент, чтобы…
Мария Фаворская 15/08/2022
Службы доставки стали экологичнее
В октябре 2021 года российский Гринпис разработал рекомендации для сервисов доставки и их партнёров о…
Антонина Евтешина 10/08/2022
Почему сжигать отходы в котельных — это не экологичное решение мусорного кризиса
В России ежегодно перерабатывают не более 7% твёрдых коммунальных отходов (ТКО), большинство попадает на свалки или полигоны,…
Анна Крюкова Полина Каркина 03/08/2022
Почему везде должны появиться питьевые фонтанчики
Каждый день появляются тревожные новости о новых температурных рекордах по всему миру. Только в этом…
Анастасия Елфимова 30/07/2022
Голь на выдумки хитра
В прессе появилась информация, что Минприроды России изучает возможность перевода части Кавказского заповедника, находящегося под…
Юлия Давыдова Михаил Крейндлин 28/07/2022

Инструкции

Как обезопасить себя от микропластика
Кажется, учёные нашли микропластик уже везде, где только можно. Недавние исследования подтверждают, что не только…
Анастасия Елфимова 18/07/2022
Общественная экологическая экспертиза может потерять свою независимость!
В Госдуму внесли законопроект, который, если его примут в нынешнем виде, лишит многих россиян и…
  31/05/2022
Инструкция: как не допустить загрязнения Байкала неочищенными стоками
В конце апреля на сайте regulation.gov.ru появился проект изменений в законодательство, которые позволят снизить требования…
  05/05/2022

Previous Next

keyboard_arrow_up