Оганес Таргулян
Ведущий эксперт российского отделения Гринпис. Закончил Географический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова и аспирантуру института Океанологии им. П.П. Ширшова, работал в геологоразведочной, нефтегазовой отраслях, а также в природоохранных проектах с использованием спутниковой съемки. В российском отделении Гринпис в разные годы работал в проектах против ввоза зарубежных отходов, в антиядерной кампании, в проекте против нефтяных разливов, в проекте освобождения косаток из «китовой тюрьмы».
Мнение эксперта
4 минуты
02/07/2020
читать и обсуждать наши новости в телеграме
читайте наши новости в телеграме
Пандемия COVID-19 унесла сотни тысяч жизней, число заражённых приближается к 10 миллионам, и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) считает, что нас ждёт следующий виток пандемии. Похоже, новый коронавирус с нами действительно надолго. Мы стали разбираться в том, что привело к его появлению, и в том, что можно было бы сделать, что изменить в отношении людей к окружающему миру, чтобы такое больше не повторилось.
Источником нынешнего коронавируса считается дикая природа – как и множество вирусов, инфекций, бактерий, паразитов, которые уже давно пришли к человечеству из дикого мира. Причиной появления их всегда становились контакты людей с дикой природой.
Уповать на то, что эти контакты сами собой и полностью прекратятся, а поток зоонозий иссякнет, не приходится. Из года в год человек не меньше, а больше вмешивается в окружающую среду, сокращая естественный ареал обитания диких животных. Население планеты растёт – оно перешагнуло порог в 7 млрд человек, и люди без преград перемещаются по Земле, меняют её облик. И если раньше от экзотической болезни могла пострадать одна деревня, то теперь на кону целый мир.
Учёные давно говорят, что отлов и торговля живыми дикими животными – фактор, который значительно повышает риск передачи людям зоонозных заболеваний. Многие говорят о необходимости ввести регулятивные меры, решения и шаги на уровне местного руководства и руководителей, на уровне микроменеджмента.
А сработает ли это, когда нужны уже крайние меры?
Мы полагаем – что нет. Что уже, увы, поздно прибегать к обучению, уточнению, точечному контролю. Мы считаем, что необходим именно запрет на отлов и торговлю дикими животными, и вот почему:
- Регулирование в отношении отдельных видов животных потребует огромного количества времени и ресурсов на обучение представителей контролирующих органов. И они должны будут хорошо разбираться в зоологии, инфекционных заболеваниях и тому подобном. Таких обученных инспекторов должно быть просто-напросто очень много. При этом, даже США 95% ввозимых животных проверяют только по декларациям, потому что в пунктах ввоза не хватает инспекторов для реального контроля (данные U.S. Fish & Wildlife Service). Иными словами, запрет обойдётся дешевле, и его будет проще контролировать.
- Регулирование представляет массу возможностей для злоупотреблений. Например, сейчас животных, выловленных в дикой природе, нередко продают под видом выращенных в питомнике, именно потому что это разрешено.
- Есть мнение, что запрет приведёт к росту продаж на чёрном рынке. Но статистика говорит о том, что именно легальная возможность продавать и покупать диких животных ведёт к огромным объёмам отлова и торговли – и уж точно никак не уменьшает её. Даже легальный отлов почти всегда проходит без соблюдения природоохранных, ветеринарных и санитарно-гигиенических норм. Спрос на диких животных со стороны покупателей из богатых стран буквально «выкашивает» целые популяций. Много особей гибнет как бы попутно – при самом отлове, запутавшись в сетях, застреленных при попытке обороняться, при транспортировке и передержке. К примеру, из десяти отловленных попугаев из Африки после перевозки до покупателей доходит один. И всё это – легальный отлов.
- Есть мнение, что рынки, где продают живых и мёртвых диких животных (так называемые wet-markets) будет трудно закрыть, поскольку они уже давно стали традиционными для многих стран. Действительно, в Азии такие рынки активно развивались с 80-х годов, и, например, в Китае это происходило при поддержке правительства. Когда в начале эпидемии нынешнего коронавируса вновь заговорили о том, что такие рынки – пережиток, несколько десятков общественных организаций по всему миру высказались за закрытие рынков и прекращения такой практики. И люди поддержали эту инициативу. Опрос, проведённый среди жителей Гонконга, Бирмы, Японии, Вьетнама, Таиланда показал, что 93% опрошенных поддерживают закрытие wet-markets. Они согласились, что это убережёт биоразнообразие планеты от стремительного сокращения, а людей – от угрозы пандемий.
- Как быть с запретом торговли животными для традиционной медицины? Как быть с коренными малочисленными народами и местным уязвимым сообществами? Во-первых, современная доказательная медицина крайне скептически настроена к таким препаратам. Во-вторых, вылов животных для изготовления из них медицинских препаратов уже вызвал критическое снижение численности их популяций. Это кабарга (мускусный олень), носороги, биссы (морские черепахи), азиатский чёрный медведь, тигры, слоны, панголины и многие другие. В-третьих, запрет должен вводиться параллельно с разработкой мер помощи и альтернативной занятости коренным народам, чья экономическая и продовольственная безопасность зависит от торговли дикими животными.
- Как быть с рабочими местами и долей в экономике, которую обеспечивает эта отрасль? Количество жертв пандемии и экономические потери несоизмеримо выше любой прибыли в экономику – Bloomberg оценил потери мировой экономики от коронавируса в $5 триллионов, а уровень спада общемирового ВВП прогнозируется немногим меньше того спада, какой случился после Второй мировой войны. Введение запрета на отлов и торговлю дикими животными уже не кажется слишком высокой ценой за здоровье всего человечества.
Запрет на отлов и торговлю дикими животными не кажется невыполнимой задачей и вместе с тем не является более простым шагом, чем регулирование. Осуществление запрета потребует большой подготовительной работы и последующего контроля – вот только как мера он будет более решительной и однозначной. От людей сейчас требуются действия – чтобы проблема не была забыта. От мировых лидеров – инициатива и соответствующий международный диалог на эту тему.
covid
биоразнообразие
дикие животные
Катастрофа ≠ конец
Пожары, оползни, наводнения ― всё это сильно меняет окружающую нас среду, и не всегда эти…
Минус 85 %
Если предположить, что власти решили организовать самый масштабный развал заповедной системы за последние 70 лет,…
Добить Байкал
Как мы уже писали, в Госдуме сейчас рассматривается законопроект, который снимает запрет с проведения сплошных…