Один из лучших в стране специалистов-практиков в природоохранном и смежном законодательстве. С 1986 по 1998 год активно работал в Дружине Охраны Природы. В 1991–2002 годах был ведущим специалистом в Управлении заповедного дела Минприроды России (Госкомэкология России). С 2000 года активно участвует в тушении природных пожаров, проводит обучающие семинары для инспекторов особо охраняемых природных территорий. Эксперт по особо охраняемым природным территориям, работает в Greenpeace с 2001 года.
Мнение эксперта
4 минуты
22/10/2021
читать и обсуждать наши новости в телеграме
читайте наши новости в телеграме
Отличная новость: Совет законодателей РФ (объединяет депутатов Госдумы и членов Совета Федерации и рассматривает законопроекты, предложенные регионами) не одобрил проект изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях». Это значит, что бизнес и власти не смогут менять границы особо охраняемых природных территорий (ООПТ) ради коммерческих проектов.
В июле этого года Законодательное собрание Челябинской области предложило законопроект, который позволяет менять границы любых ООПТ в России. Предполагалось, что решение об изменении границ заповедных территорий будет принимать тот орган, в ведении которого эти территории находятся.
Этот законопроект мог нанести огромный вред существующим ООПТ. Например, национальному парку «Югыд ва», который входит в первый российский объект всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2010 году Минприроды пыталось изменить границы нацпарка и вырезать из него месторождение золота «Чудное», но Верховный Суд по иску Greenpeace России дважды отменял это решение. С челябинским законопроектом у Минприроды было бы больше шансов.
Чем челябинские депутаты оправдывали свою инициативу? Тем же, чем и ставропольские законодатели, которые внесли в Думу скандальный законопроект о распиле заказников, несмотря на то, что против него уже высказалось почти 90 тысяч человек.
В пояснительной записке к Челябинскому законопроекту сказано: из границ особо охраняемых территорий исключены некоторые участки, но включены новые, обладающие большей природоохранной ценностью. Это решение было оспорено, и суд апелляционной инстанции признал изменение границ незаконным. И как только общественники успешно отменяют в суде незаконные решения об исключении земель из особо охраняемых природных территорий, местные чиновники и депутаты придумывают федеральный закон, позволяющий им это делать.
К счастью, профильная комиссия Совета законодателей не поддержала законодательную инициативу, а в её заключении содержится много правильных выводов.
Особенно хочется отметить ещё один довод Комиссии: «В этой связи примером сбалансированного правового регулирования задач территориального развития и сохранения природных экосистем является Федеральный закон от 30 декабря 2020 года № 505-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 974393-7)».
Напомним, что изначально этот законопроект был разработан Аграрным Комитетом Совета Федерации и содержал положение об изменении границ нацпарков, которое позволило бы вырезать их земли для любых коммерческих целей. Но депутаты Думы и члены профильного Комитета СовФеда услышали голос общественных организаций, экспертов, Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и более чем 100 000 граждан. Ко второму чтению положения об изменении границ нацпарков исключили, но сохранили правильные нормы, снимающие избыточные ограничения с проживающих в них граждан. И очень приятно, что нашу позицию, поддержанную гражданами, сенаторы приводят как пример сбалансированного подхода.
Мы надеемся, что так же, как отклонили челябинский распильный законопроект, будет отклонён ставропольский и другие подобные инициативы, которые наверняка будут появляться – слишком много ещё в стране желающих поживиться ценными заповедными территориями.
Пока Ставропольский законопроект ещё планируется к рассмотрению в Думе, мы призываем всех потребовать от депутатов его отклонения.
Мы уже больше 10 раз отбивали попытки ослабления законодательства об ООПТ. Давайте вместе добьёмся победы и в этот раз.
Мы работаем для того, чтобы защищать наши заказники и заповедники, национальные парки и памятники природы. Вы можете помочь нам: подписать петицию, поделиться этим материалом или оформить регулярное пожертвование. Мы работаем только на частные пожертвования граждан и не принимаем финансирования от коммерческих, государственных и политических организаций. Наша финансовая отчётность доступна и открыта для всех. Сторонники Greenpeace в начале каждого года могут запросить справку с суммой пожертвований за прошлый год, и с её помощью получить налоговый вычет в размере 13 %.