Закончил биологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Защитил кандидатскую диссертацию, посвященную лесам заповедника Басеги. С 1997 года штатный сотрудник Greenpeace в России и руководитель лесного отдела. Редактор новостей Лесного форума Greenpeace, важнейшей для российского лесного хозяйства независимой дискуссионной площадки. Работал над созданием и развитием концепции первых карт крупнейших массивов дикой лесной природы, добивался создания национальных парков Калевальский и Онежское Поморье. Борется с разрушительными тенденциями в российском лесном законодательстве и с лесопожарной ложью.
Мнение эксперта
3 минуты
28/01/2022
читать и обсуждать наши новости в телеграме
читайте наши новости в телеграме
В наукограде Троицке, с 2012 года входящем в состав Москвы, вновь разгорается конфликт между застройщиками и жителями по поводу судьбы знаменитого Троицкого леса.
Связан он с планами строительства большой новой школы на 2 100 учеников, детского сада на 350 детей, административно-офисного здания, торгового комплекса с гостиницей и сопутствующей инфраструктуры на месте леса, который примыкает к жилым районам и является любимым местом отдыха большинства горожан.
Остроты конфликту добавляет ещё и то, что планируемое место строительства школы и детского сада входит в зону, где уровень шума от взлетающих и садящихся в аэропорту Внуково самолётов превышает безопасный для детей уровень. Об этом неоднократно предупреждал известный учёный, председатель правления региональной общественной организации содействия защите прав детей «Право ребенка» Борис Альтшулер.
Попытки жителей города защитить свои права с помощью обращений в органы государственной власти и в правоохранительные структуры не дали никаких результатов. По кадастру соответствующие земельные участки уже вырезаны из леса, отданы под застройку. Уже началась вырубка и расчистка леса.
Город Троицк (ранее ― посёлок Академгородок) с конца 30-х годов прошлого века развивался как наукоград. В 1966 здесь был образован самостоятельный научный центр Академии наук СССР, в 2007 году город получил официальный статус наукограда. Теоретически правительство и дальше планирует развивать эту территорию как крупный научно-образовательный кластер. Например, массив заброшенных сельхозугодий в северо-западной части снимка с публичной кадастровой карты отведён «для общественно-деловой застройки под строительство университетского комплекса».
В то же время Троицк ― часть новой Москвы, которая активно застраивается обычными коммерческими объектами, фактически ничего общего не имеющими с планами по развитию научно-образовательного центра и наукограда. Хаотическая коммерческая застройка ближнего Подмосковья и новой Москвы ведёт к постоянному росту потребности в землях для развития инфраструктуры и социальных объектов. Когда внутри поселения уже всё застроено, такое место приходится искать на прилегающих природных территориях, в первую очередь в государственных лесах, то есть фактически почти бесхозных. А это, в свою очередь, ведёт к прогрессирующему ухудшению качества окружающей среды, провоцирует как открытые социальные конфликты, так и скрытый рост недовольства граждан.
Городских властей эти конфликты пока не волнуют ― силы слишком неравны, чтобы прислушиваться к мнению граждан. Но если всё будет продолжаться так, как сейчас:
недовольство и протесты будут расти.
Очевидно, что ничем хорошим это не кончится, поэтому хотя бы самые ценные для отдыха людей природные территории ближнего Подмосковья и новой Москвы должны как можно быстрее получить чёткие, нерушимые границы и достойный охранный статус. Самым разумным со стороны городской власти было бы сейчас полное прекращение работ, ведущих к уничтожению Троицкого леса, и начало уважительного диалога с гражданами, которые стараются его защитить. Хватит ли у неё разума на такое решение ― пока непонятно.