menu Меню

Заповедник или «Куршавель»? Придётся выбирать

Ради создания своего «Куршевеля» в России, через Кавказский заповедник хотят провести не одну, а сразу две дороги
Узнайте, чем занимается Гринпис Узнать Узнайте, как можно помочь природе Действовать

Михаил Крейндлин

Один из лучших в стране специалистов-практиков в природоохранном и смежном законодательстве. С 1986 по 1998 год активно работал в Дружине Охраны Природы. В 1991–2002 годах был ведущим специалистом в Управлении заповедного дела Минприроды России (Госкомэкология России). С 2000 года активно участвует в тушении природных пожаров, проводит обучающие семинары для инспекторов особо охраняемых природных территорий. Эксперт по особо охраняемым природным территориям, работает в Greenpeace с 2001 года.

Мнение эксперта 4 минуты 13/09/2022
читать и обсуждать наши новости в телеграме читайте наши новости в телеграме

В сентябре в Приморском крае состоялось заседание Президиума Госсовета по вопросам развития туризма. На нём власти подняли вопрос о строительстве дорог, которые бы соединили горные курорты «Архыз», «Лагонаки» (ещё даже не построен) и «Красная поляна». 

Создать свой «Куршевель» в России, пожалуй, дело благое, вот только есть одно «но». Достаточно посмотреть на карту, чтобы понять: соединить курорты дорогой можно только одним способом ― проложив её через Кавказский заповедник и объект всемирного наследия «Западный Кавказ», чего делать там ни в коем случае нельзя.

Планы чиновников

Предложение связать три курорта между собой почему-то поступило от главы Республики Дагестан и было поддержано вице-премьером Правительства РФ Дмитрием Чернышенко, хотя ни один из курортов не находится на территории республики («Архыз» ― Карачаево-Черкесия, «Лагонаки» ― Адыгея, «Красная поляна» ― Краснодарский край). 

«[Строительство дороги между курортами] создаст зону катания, которая будет больше, чем крупнейшие мировые курорты. Мы точно войдём в пятёрку крупнейших мировых курортов, мы будем больше, чем во Франции «Три долины» даже. Поэтому это крайне важно», ― считает вице-премьер.

Как сообщают в прессе, «Три долины» ― крупнейший в мире регион горнолыжного катания, который находится на границе Франции, Швейцарии и Италии. На нём расположены несколько курортов, один из которых ― популярный до недавнего времени среди состоятельных россиян «Куршавель».

Красивейшее плато Лагонаки, Кавказский заповедник. На нём планируют построить очередной горный курорт. Фото © Дмитрий Шаромов / Гринпис
Никакое строительство дикую природу не красит.
Фото © Дмитрий Шаромов / Гринпис

Стоит сказать, что строительства дороги между курортами «Архыз» и «Красная поляна» через Кавказский заповедник давно и безуспешно добивается и губернатор Ставропольского края.  Построить её, сократить путь из Кавминвод в Сочи, а бонусом ― разрушить целостность и ценность Кавказского заповедника будет стоит всего 91–97 миллиардов рублей, такую сумму озвучил губернатор на встрече с президентом в августе 2021 года.

Кстати, министр природных ресурсов и экологии, который отвечает за всю госполитику в сфере ООПТ, когда выступал на Госсовете по туризму, конечно, знал обо всех этих планах, но ни словом не возразил против строительства дорог через Кавказский заповедник.

К сожалению, это ничуть не удивительно. Минприроды вполне поддерживает строительство дорог в ценнейших ООПТ. Это происходит, например, со скандальным строительством дороги в природном парке «Волго-Ахтубинская пойма», который так же, как и Кавказский заповедник, входит в международную сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО. 

Тревоги экологов

Гринпис, как и другие НКО, уже неоднократно заявлял, что строительство этих дорог нарушает российское законодательство. Что-то строить на территории заповедника допускается, только если это необходимо для функционирования самого заповедника или для граждан, живущих на его территории. Ни к тому, ни к другому эти дороги отношения не имеют, а значит по заповеднику проходить не могут

Видимо, чиновники сочли это препятствие досадным, но не непреодолимым, поэтому нашли обходной путь, который, впрочем, тоже нарушает российские законы. 

Построить дороги напролом через Кавказский заповедник чиновники смогут, если эта территория перестанет быть частью заповедника. Земли планируется буквально отобрать у Кавказского заповедника и присоединить к Сочинскому заказнику. Поскольку режим охраны в заказнике слабее, чем в заповеднике, здесь можно будет законно проложить те самые дороги, ведь прямого запрета на это нет. Наблюдая за политикой Минприроды в отношении охраны ООПТ, можно сказать, что оно не помешает, а поможет воплотить эти планы в жизнь. В отличие от граждан, научного и природоохранного сообщества, которое действительно борется за сохранение ценных природных уголков нашей страны. 

Фото © Дмитрий Шаромов / Гринпис
Фото © Дмитрий Шаромов / Гринпис

Указанные дороги разрежут единую нетронутую территорию заповедника на мелкие части, нарушат среду обитания редких животных, включая и переднеазиатского леопарда, занесённого в Красную книгу РФ. В ХХ веке леопард практически исчез с территории России, однако сейчас на Кавказе реализуется проект по восстановлению его популяции. 

Одно из мест их обитания ― территория, где планируют построить дороги. Сокращение ареала крупных кошек приводит к сокращению численности особей, а значит леопарды, которых пока всего несколько, снова исчезнут с территории Кавказского заповедника.

Помощь граждан

Если вы ещё не подписали обращение российского отделения Гринпис и более 30 тысяч граждан к правительству с требованием сохранить целостность Кавказского заповедника, мы призываем вас сделать это.

Также вы можете направить властям личное обращение на через форму на сайте Правительства (инструкция здесь). Минприроды не должно поддерживать разрушение заповедников дорогами ради  «нового Куршевеля»  ― «разбазаривание заповедных территорий». Мы надеемся, что вместе мы сможем отстоять уникальную кавказскую природу, которую хотят превратить в места для развлечения.


Уже 30 лет Гринпис спасает природу России. Так будет и дальше, но теперь нам потребуется больше сил. Без вашей поддержки нам не справиться.

гражданское общество законы особо охраняемые природные территории

Интересные публикации

Депутат предложил признать Гринпис иноагентом и разрешить сплошные рубки у Байкала
20 сентября в прессе появилось множество сообщений о том, что депутат Госдумы Александр Якубовский отправил…
Юлия Давыдова Михаил Крейндлин 28/09/2022
10 событий из истории Гринпис в России
В сентябре мы отмечаем 30-летие российского отделения Гринпис. Приглашаем вас вспомнить яркие моменты нашей общей…
Мария Фаворская 19/09/2022
Зачем и как Гринпис брал пробы с очистных сооружений на Байкале
Российское отделение Гринпис продолжает с тревогой следить за состоянием Байкала. В этом году Минприроды предложило…
Арина Кочемарова 18/09/2022
Дикие, редкие, «красные»
Растения ― вот кто сильнее всего страдает от агрессивного влияния человека на природу, об этом…
Юлия Давыдова 09/09/2022
Обнажить Байкал
Природе России снова нужна помощь неравнодушных к ней людей. На этот раз угроза нависла над…
Юлия Давыдова 05/09/2022

Инструкции

Общественная экологическая экспертиза может потерять свою независимость!
В Госдуму внесли законопроект, который, если его примут в нынешнем виде, лишит многих россиян и…
  31/05/2022
Инструкция: как не допустить загрязнения Байкала неочищенными стоками
В конце апреля на сайте regulation.gov.ru появился проект изменений в законодательство, которые позволят снизить требования…
  05/05/2022
Как убрать свалку на природе
Нас часто спрашивают, что делать, если вы наткнулись на свалку посреди леса, в поле или…
Мария Макуш 16/03/2021

Previous Next

keyboard_arrow_up