menu Меню
Logo

мы сохраняем природу
и мир на Земле

отделение международной
некоммерческой организации
в России


Узнай, чем занимается Гринпис Узнай Твоя помощь поддержит нашу работу Помоги Помоги

Новость 04/02/2019

Очередной законопроект — угроза для заповедников и 100 млн гектаров лесов

У вас есть шанс повлиять на него. Инструкция как это сделать — ниже.

Совсем недавно Greenpeace и другие НКО при поддержке сторонников добились пересмотра опасного для лесов и заповедных территорий законопроекта, разработанного Минэкономразвития. Он предлагал исключить из границ особо охраняемых природных территорий земли, занятые населёнными пунктами, дорогами, линиями электропередач, месторождениями полезных ископаемых и сельскохозяйственными угодьями. Против этого законопроекта проголосовали почти 5 тысяч россиян. Критику проекта высказали также специальный представитель президента по вопросам экологии Сергей Иванов, председатель комитета по экологии Госдумы Владимир Бурматов, советник президента Михаил Федотов и заместитель министра природных ресурсов Иван Валентик. Законопроект пересмотрели, и 25 января Минэкономразвития опубликовало его новую версию.

«Всего два месяца назад мы с вами доказали, что судьба заповедной системы России небезразлична нашим гражданам, и чиновники были вынуждены к нам прислушаться, — комментирует ситуацию эксперт по особо охраняемым природным территориям Михаил Крейндлин, — Опубликованный законопроект — доказательство, что лоббисты незаконного использования заповедных территорий не оставляют попыток порезать заповедники на кусочки. В надежде, что мы не сможем ещё раз собрать так много голосов против, чиновники представили этот законопроект как новый, чтобы показать, что общественность якобы с ними согласна. Мы призываем всех неравнодушных к судьбе российских заповедников проголосовать против принятия этого закона на сайте, где он размещён для общественного обсуждения».

Из новой версии законопроекта исчезла одна из самых опасных норм — о необходимости изъятия из границ ООПТ объектов недропользования. Всё остальное осталось практически без изменений: чиновники по-прежнему настаивают на исключении из границ ООПТ населённых пунктов, линейных объектов и сельскохозяйственных угодий. Greenpeace настаивает: эти территории критически важны для профилактики лесных пожаров и борьбы с ними, для налаживания туризма и сохранения историко-культурного наследия.

При этом в законопроекте появилась ещё одна часть, которая может отменить принятую всего лишь месяц назад статью Лесного кодекса РФ о необходимости придать статуса лесам, растущим на землях сельскохозяйственного назначения. Это десятая часть всех лесов России, у которой нет ясного правового статуса и которая официально не может считаться лесом. По размеру эту территорию можно сравнить с Египтом. Без правового статуса она не защищена от пожаров, рубок и вредителей, а собственники земельных участков не могут заниматься на этих землях выращиванием лесов.

Нашу просьбу придать бесправным лесам ясный правовой статус поддержали более 50 тысяч россиян. Все эти подписи с обращениями исполнительный директор российского отделения Greenpeace Сергей Цыплёнков передал Владимиру Путину лично.

Закон, устанавливающий статус лесов на сельхозземлях, президент подписал 27 декабря 2018 года. И вот теперь Минэкономразвития предлагает его отменить. Только вместе мы сможем сохранить заповедные территории целыми и отстоять право людей выращивать леса на землях сельскохозяйственного назначения.

Как спасти заповедники от распила и вернуть лесам право расти на сельхозземлях

Если вы уже зарегистрированы на сайт regulation.gov.ru:

  • Пройдите на сайт regulation.gov.ru, в колонке «текст проекта» найдите вкладку «Ваши предложения» и нажмите «Добавить». Система попросит вас авторизоваться (ввести адрес электронной почты и пароль).
  • Введите ваши регистрационные данные.
  • Оставьте свои замечания (напишите свои или используйте текст ниже), закройте вкладку и на основной странице нажмите на красный флажок с опущенным вниз пальцем.
  • Поделитесь ссылкой на эту новость в социальных сетях Facebook или Вконтакте.

Если вы не зарегистрированы:

  • Пройдите на сайт regulation.gov.ru, перейдите на вкладку «Ваши предложения», нажмите «Регистрация».
  • Для регистрации вы вводите данные электронной почты и дважды вводите пароль (он должен состоять из букв и цифр одновременно), имя, фамилию и кодовое число.
  • Вам на указанную почту придёт письмо со ссылкой, по которой надо перейти, чтобы подтвердить регистрацию.
  • Подтвердите свои данные.
  • Вернитесь на страницу проекта на сайте regulation.gov.ru и нажмите на красный флажок с опущенным вниз пальцем. Если хотите оставить текстовое предложение, найдите вкладку «Ваши предложения», нажмите «Добавить» и в открывшемся окне напишите свой или вставьте приведённый нами ниже текст.
  • Поделитесь ссылкой на эту новость в социальных сетях Facebook или ВКонтакте.

Образец текста обращения

25 января 2019 года Минэкономразвития России опубликовало для общественного обсуждения законопроект «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (https://regulation.gov.ru/projects?type=ListView#npa=87980). Фактически Законопроект является новой редакцией Законопроекта «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в целях перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию)», опубликованного 2 ноября 2018 года.

Как и предыдущая редакция, в представленной редакции законопроект несёт серьезную угрозу всей уникальной системе особо охраняемых природных территорий России. Согласно п.3 статьи 58 Законопроекта, после 1 января 2023 года и до 1 января 2025 года органы исполнительной власти, осуществляющие управление особо охраняемыми природными территориями федерального или регионального значения, осуществляют установление границ указанных территорий, исключая из их границ территории, не имеющие природоохранного назначения: земли, занятые населёнными пунктами, линейными сооружениями федерального, регионального или местного значения, нахождение и эксплуатация которых в границах особо охраняемой территории не соответствует целям её создания либо принимает решение об изъятии земельных участков для государственных нужд в целях обеспечения деятельности особо охраняемых природных территорий;

Данные нормы фактически означают, что из границ особо охраняемых природных территорий, включая государственные природные заповедники и национальные парки, должны быть исключены значительные территории, занятые населёнными пунктами, дорогами, линиями электропередач, сельскохозяйственными угодьями, что неминуемо приведёт к их фрагментации и деградации.

Совершенно непонятно, по каким критериям будет определяться, какие объекты не имеют природоохранного значения, нахождение и эксплуатация каких объектов в границах особо охраняемой территории не соответствует целям её создания. При этом велика вероятность, что в случае исключения из ООПТ указанных объектов значительная часть ООПТ полностью утратит ценность и перестанет выполнять возложенные на них функции.

Отсутствие указанных критериев означает, что необоснованно широкие пределы принятия решений чиновниками, что является коррупциогенным фактором.

В то же время для многих ООПТ наличие в них линейных объектов (дороги), населённых пунктов, является важной составляющей выполнения ими основных задач – охрана территории, в том числе от пожаров, осуществление регулируемого туризма, отдыха, сохранение историко-культурного наследия.

В условиях усиливающегося антропогенного воздействия на природу, заповедные территории являются гарантом сохранения всего многообразия растительного и животного мира, поддержания стабильного состояния окружающей среды многих регионов России.

То есть, предусмотренная законопроектом возможность массового изъятия земель ООПТ может повлечь за собой непредсказуемые последствия для природы России. Законопроект вызвал крайне негативную реакцию граждан России. Почти 5 000 человек проголосовали против закона в период его общественного обсуждения http://regulation.gov.ru/projects?type=ListView#npa=85531. К ним присоединились некоторые ответственные руководители. Специальный представитель Президента по экологии С.Б. Иванов, председатель Комитета по экологии Государственной Думы В.В. Бурматов, Советник Президента М.А. Федотов, заместитель Министра природных ресурсов И.В. Валентик публично высказались против его принятия.

Помимо этого, пункт 31 статьи 34 Законопроекта предусматривает отмену статьи 123 Лесного кодекса, внесённую Федеральным законом № 538-ФЗ от 27 декабря 2018 года во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 01.09.2013 № Пр-2039 о необходимости придания статуса лесам, растущим на землях сельскохозяйственного назначения.

На такие леса приходится около 10% от общей площади лесов нашей страны – около ста миллионов гектаров. Статья 123 Лесного кодекса создаёт основу для придания лесам на землях сельскохозяйственного назначения специального правового статуса, а также для развития на таких землях лесного фермерства и агролесоводства.

Данная инициатива пользуется широкой общественной поддержкой: более 50 000 россиян обратились к Президенту с просьбой придать невидимым лесам ясный правовой статус и разрешить собственникам выращивать леса на землях сельскохозяйственного назначения. 27 декабря 2018 года Президент подписал закон.

Таким образом, по моему мнению, Законопроект дезавуирует решения Президента, принятые в том числе по результатам рассмотрения обращений граждан.

Обращаю внимание, что сохранение и развитие ООПТ является важнейшей составляющей экологического развития России, что предусмотрено стратегическими документами, утверждёнными Президентом России, в частности, Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегией экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, а также Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

В связи с изложенным, считаю, что данный законопроект в представленной редакции противоречит действующему законодательству, стратегическим документам в области экологического развития России, включая «Майский указ» Президента, и прошу исключить из законопроекта все нормы, направленные на исключение из границ ООПТ линейных объектов, населённых пунктов и сельскохозяйственных угодий, а также отменить п. 31 статьи 34 и другие нормы, препятствующие установлению статуса лесов, произрастающих на землях сельскохозяйственного назначения.

Обращаю внимание, что в соответствии с Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.08.2012 № 851 (ред. от 31.10.2018), разработчик обязан рассмотреть все предложения, поступившие в установленный срок в электронной или письменной форме по результатам общественного обсуждения проекта нормативного правового акта, и не позднее дня направления проекта нормативного правового акта на согласование с федеральными органами исполнительной власти разместить на официальном сайте сводку предложений, поступивших в рамках общественного обсуждения проекта нормативного правового акта, с указанием позиции разработчика.

лес особо охраняемые природные территории


Узнай, чем занимается Гринпис Узнай Твоя помощь поддержит нашу работу Помоги Помоги

keyboard_arrow_up