По всей России порядка 80 миллионов гектаров земель, пригодных для лесного хозяйства и создания лесных плантаций. Пустующие сельхозземли — ресурс для развития сельских территорий, гарант сохранения дикой тайги и защитных лесов.
Несмотря на огромный потенциал таких земель, действующее законодательство не допускает лесоразведение на землях сельхозназначения. Наличие леса на «сельхозке» грозит собственнику крупным штрафом (до 700 тысяч рублей для юрлиц) и даже изъятием земли.
Вместо крупных штрафов и риска изъятия участка нужно просто дать возможность людям выращивать лес на своей земле¹. Если Минэкономразвития не изменит своей позиции², большинство регионов, особенно нечернозёмной зоны, потеряют одну из немногих возможностей для развития сельских территорий, а десятки миллионов гектаров лесов так и останутся бесхозными, будут постоянно гореть и деградировать, вместо того, чтобы приносить пользу людям.
Вилен Лупачик, эксперт лесного отдела Greenpeace
Из-за своего неопределённого статуса леса, растущие на землях сельхозназначения, ежегодно подвергаются вырубкам и выжиганиям, а тысячи людей облагаются крупными штрафами за наличие леса на их землях и рискуют вообще эту землю потерять.
«Законодатели думают, что запретами на существование леса можно вернуть эти земли в сельское хозяйство; чиновники, пользуясь обилием запретов, «кошмарят» землепользователей, в основном в корыстных интересах; собственники участков, опасаясь штрафов и изъятия земель, выжигают их по весне, чтобы уничтожить молодую древесную поросль. А люди, которые могли бы жить в сельских районах за счёт развивающегося на бывших сельхозземлях лесного хозяйства, особенно если бы государство хоть немного такое хозяйство поддерживало — уезжают из умирающих деревень и посёлков», — говорит Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Greenpeace.
Российское отделение Greenpeace выступает за то, чтобы дать собственникам участков шанс легально выращивать лес на землях сельскохозяйственного назначения.
Правовая информация
¹ Статья Лесного кодекса под номером 123, предусматривающая существование лесов на землях сельхозназначения, вступает в силу 1 июля 2019 года, но прежде правительство должно утвердить особенности использования лесов на сельхозземлях, их охраны и воспроизводства. Уведомление о начале разработки этих особенностей было опубликовано, но текста проекта до сих пор нет.
² Статье 123 Лесного кодекса противоречит 78 статья Земельного кодекса. Чтобы выращивание лесов на сельхозземлях стало возможным, необходимо внести изменения в Земельный кодекс и добавить «выращивание лесов» в перечень допустимых видов использования земель сельхозназначения. Вместо этого Минэкономразвития на данный момент разрабатывает для внесения в Госдуму законопроект, отменяющий 123 статью Лесного кодекса.