menu Меню
Logo

мы сохраняем природу
и мир на Земле

отделение международной
некоммерческой организации
в России


Узнай, чем занимается Гринпис Узнай Твоя помощь поддержит нашу работу Помоги Помоги

Новость 09/08/2019

Россия прошла летний пик горимости лесов. Что дальше?

Лесные пожары в России сейчас проходят через максимум своего развития. В Якутии похолодание и дожди уже вызвали заметное улучшение ситуации, а в Красноярском крае и Иркутской области такое улучшение ожидается в начале следующей недели. Несмотря на это эксперты Greenpeace настаивают, что именно сейчас нужно принимать меры, которые защитят Россию от пожарной катастрофы в следующем году.

«Дальше может произойти то, что происходит каждый год на протяжении последних как минимум двух десятилетий, и что создаёт основу для следующих лесопожарных катастроф. Уставшее от огненных новостей общество переключится на другие проблемы, министерства и ведомства будут делить лавры победителей пожаров и сваливать друг на друга ответственность, правительство и законодатели погрязнут в очередной рутине, и в результате даже самые необходимые для охраны лесов от огня решения так и не будут приняты. Между тем, некоторые из этих решений должны быть приняты уже в самое ближайшее время», — комментирует ситуацию руководитель лесного отдела российского отделения Greenpeace Алексей Ярошенко.

Чтобы лесопожарная катастрофа не повторилась, до конца 2019 года должны быть приняты следующие решения:

  1. По так называемым «зонам контроля лесных пожаров» — территориям, где по закону пожары разрешается не тушить, и которые в настоящее время занимают около половины (49 %) земель лесного фонда. Поскольку денег на тушение всех лесных пожаров у регионов нет, от тушения пожаров в «зонах контроля» отказываются почти в автоматическом режиме. А если пожар не тушить в первые дни, то потом при сухой погоде справиться с ним уже невозможно. Именно в «зонах контроля» действует сейчас большинство катастрофических пожаров в лесах Сибири и Дальнего Востока, и именно отказы от тушения их в первые дни привели к тому, что они стали катастрофическими. Правительство в целом понимает, что это так, и дало поручение Минприроды России вместе с региональными властями подготовить предложения по изменению «зон контроля» в срок до 15 августа. Но пока в этом направлении, насколько известно, ничего существенного не сделано.
  2. По финансированию переданных субъектам РФ лесным полномочиям. Сейчас абсолютное большинство российских лесов находится в федеральной собственности, но полномочия по управлению этими лесами (на землях лесного фонда) переданы органам власти субъектов РФ. Исполнение этих полномочий должно финансироваться за счёт специальных субвенций из федерального бюджета. В реальности, переданные регионам лесные полномочия финансируются лишь на малую долю от реальной потребности — оценочно, по сибирским и дальневосточным регионам примерно на одну десятую часть. При таком финансировании обеспечить приемлемый уровень охраны лесов и своевременное тушение всех лесных пожаров в принципе невозможно. Размер этих лесных субвенций определяется законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» должен быть внесён в Государственную Думу не позднее 1 октября 2019 года.
  3. По судьбе лесов на землях сельскохозяйственного назначения. На эти леса приходится не менее десяти процентов от общей площади российских лесов, в том числе около 4 % — на леса со спорным статусом (в основном бывшие колхозные и совхозные), и не менее 6 % — на леса вообще без правового статуса (спонтанно выросшие на заброшенных сельхозземлях). Действующее законодательство не даёт чётких правовых оснований для охраны этих лесов, но при этом мотивирует собственников к их уничтожению: за само наличие такого «незаконного» леса собственник может быть оштрафован на сумму до 700 тысяч рублей, а земельный участок может быть изъят. Самый простой способ уничтожения такого леса, особенно если это молодняк на бывшем поле или пастбище — это его тайное и неофициальное сжигание. Эта проблема касается не только южных регионов, но и таёжной зоны, и даже лесотундры (поскольку, например, оленьи пастбища — это тоже одна из категорий земель сельхозназначения). В конце 2018 года в Лесной кодекс РФ была внесена специальная статья 123 про леса на землях сельхозназначения — но чтобы она начала реально работать, Правительство РФ должно принять соответствующий нормативный правовой акт, а оно пока этого не сделало.

пожары


Узнай, чем занимается Гринпис Узнай Твоя помощь поддержит нашу работу Помоги Помоги

keyboard_arrow_up