«Что касается “Норникеля”, я не вмешиваюсь просто, я знаю, что требования к компании “Норникель” очень высокие, ну, и что надо отвечать за то, что сделано», — сказал на своей ежегодной пресс-конференции Владимир Путин. Он ответил на вопрос журналистки из Иркутска о том, какого наказания заслуживают компании, виновные в экологических катастрофах.
Кроме того, президент отметил, что компания должна уделять больше внимания экологии, выбросам, медицине в самом Норильске и наверняка сможет «взять на себя определённую долю ответственности и нагрузки за эти сферы жизнедеятельности региона».
«Авария в Норильске имеет серьёзные экологические последствия, которые не были оценены в полной мере. Научная экспедиция РАН по пострадавшим территориям отправилась слишком поздно, факт спонсирования этого исследования компанией-загрязнителем вызывает массу вопросов у экспертов и местных жителей, — комментирует руководительница энергетического отдела Greenpeace Елена Сакирко. — После подобных аварий ликвидировать последствия в полном объёме невозможно: быстрое течение горных рек ещё в первые дни вынесло бо́льшую часть разлитого топлива в сторону Карского моря, боны установили слишком поздно. То, что попало на берега, в условиях тундры и болот тоже практически невозможно ликвидировать».
Елена Сакирко напоминает, что сейчас идёт судебный процесс, где «Норникель» оспаривает сумму ущерба, которую назначил Росприроднадзор. «С нашей точки зрения, компания должна в полном объёме компенсировать нанесённый ущерб в денежном эквиваленте, и работы по восстановлению и уборке не должны заменить или частично компенсировать экологический ущерб: остаточное загрязнение и нарушение экосистемы, которые уже нельзя убрать или исправить», — считает Елена Сакирко.
Чтобы такие экологические катастрофы не случались в будущем, подчёркивает эксперт, нужен системный подход. Необходимо как можно раньше перейти к климатически дружественным технологиям, чтобы уйти от экономической модели, основанной на зависимости от ископаемого топлива.