Ямальские депутаты обосновывали законопроект тем, что он якобы необходим для создания новых и расширения существующих ООПТ. Однако действующее законодательство никак не ограничивает создание или расширение ООПТ. Законопроект был предложен не для развития особо охраняемых природных территорий, считают эксперты Greenpeace.
На Ямале планируется выдача новых лицензий на добычу нефти и газа. Некоторые лицензионные участки вплотную прилегают к ООПТ или даже пересекают их. На участках ООПТ запрещена любая хозяйственная деятельность (добыча нефти, заготовка леса и т. д.). Для того, чтобы снять препятствия, нужно было законодательно закрепить возможность изъятия из ООПТ участков, приглянувшихся нефтяникам.
При этом в «ямальском» законопроекте не оговаривалось, кто и на каком основании мог принимать решение о сокращении территории ООПТ. Это значит, что процесс «урезания» ценных природных территорий мог происходить в том числе без экологической экспертизы.
Ямальские чиновники пытались доказать, что ценным природным территориям Ямала и западно-сибирской популяции стерха ничего угрожает. К сожалению, эти заявления не соответствуют действительности.
Тем временем в Думе остаётся другой, «ставропольский» законопроект о распиле заказников и памятников природы. Его всё ещё не отозвали, хотя против него высказалось 45 тысяч россиян, председатель Комитета по экологии и окружающей среде Владимир Бурматов, Совет по правам человека и Координационный совет по экологическому благополучию Общественной палаты РФ.
Окончательное решение по ставропольскому законопроекту будет приниматься этой осенью. Мы должны показать депутатам, что защитников ООПТ много. Если вы против застройки, прокладки дорог или добычи нефти в заказниках и памятниках природы – направьте обращение председателю Комитета по экологии Госдумы, чтобы поддержать его позицию.
А также отправьте обращение председателю Государственной думы Вячеславу Володину через форму для обращений (инструкция здесь).