Чтобы победить эту опасную тенденцию, нужно разработать и начать выполнять комплексный план действий по борьбе с лесными пожарами. Предложения российского Greenpeace могут стать основой для такого плана или войти в него в качестве отдельных направлений.
Направления — это девять необходимых действий:
Некоторые предлагаемые направления очевидны: например, невозможно восстановить полноценную лесную охрану, удержать в лесном хозяйстве специалистов и привлечь новых, сберечь от огня заповедники и национальные парки, если не выделять на это достаточно денег.
Greenpeace оценивает необходимое финансирование лесного хозяйства примерно в сто миллиардов рублей в год, Рослесхоз — более чем в девяносто миллиардов рублей. Сейчас все регионы получают немногим более тридцати миллиардов.
Невозможно сберечь леса, если на охрану и организацию правильного хозяйства выделять только треть от реальной потребности, причём очень неравномерно: регионы, которые горят часто — Север, Сибирь и Дальний Восток — получают меньше всего.
Проблему хронического недофинансирования лесного хозяйства и лесной охраны нужно решать уже сейчас. Сколько лесных денег получит каждый конкретный регион, определяется законом о федеральном бюджете на год и на трёхлетний плановый период.
Правительство готовит проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» прямо сейчас. Если в него будет заложен такой же уровень финансирования лесного хозяйства, как в прошлые годы, то и крупные лесопожарные катастрофы такого же масштаба неизбежно повторятся.
Некоторые предлагаемые направления менее очевидны. Например, основная часть рабочего времени руководителей и специалистов лесного хозяйства сейчас уходит на поддержание лесного бумагооборота: написание всевозможных планов, отчётов, набивку данных в отраслевые информационные системы, подготовку материалов по запросам надзорных инстанций и правоохранительных органов.
По оценке Greenpeace, отраслевой бумагооборот, в том числе работа с электронными документами, съедает около трёх четвертей рабочего времени лесных специалистов и руководителей. Если пересчитать это на зарплаты, помещения, технику и прочие расходы, получается, что на бумагописание уходит примерно половина всех денег, которое выделяет государство на леса и лесное хозяйство. А значит, одним только уменьшением бумагописания можно освободить людям время для реальной работы в лесу, в том числе на борьбу с пожарами.
Также важно исключить или ограничить пожароопасные практики в сельском и лесном хозяйстве — выжигание сухой прошлогодней травы, огневую очистку мест рубок в пожароопасный период и так называемые «контролируемые профилактические выжигания», которые на практике обычно мало отличаются от хулиганских поджогов сухой травы.
Такие выжигания не только сами часто становятся причинами лесных или торфяных пожаров, но и служат рекламой опасного обращения с огнём на природных территориях. Без отказа от массового использования огня победить катастрофические пожары не получится, что наглядно подтверждается печальным опытом США, Канады и Австралии.
Наконец, важно убрать из законодательства положения, которые вынуждают людей сжигать или иными способами уничтожать леса, растущие на их землях. В первую очередь это касается лесов на землях сельскохозяйственного назначения: за само существование такого леса собственник земли может быть оштрафован на большую сумму — до 50 тысяч рублей с гражданина и до 700 тысяч рублей с организации, а земельный участок — изъят.
Чтобы избежать штрафов, люди жгут молодые деревья, которые растут на неиспользуемой земле, вместе с бурьяном и сухой прошлогодней травой. Это служит одним из важных источников весенних пожаров. Получается, что десятки миллионов гектаров молодых лесов, которые идеально подходят для лесного хозяйства, из-за штрафов бессмысленно уничтожаются — часто вместе с окружающими их «официальными» лесами.
Конкретные требования и предложения по улучшению ситуации с пожарами в России также описаны в программе «Зелёный курс». Её разработали специалисты Greenpeace вместе с учёными, общественными организациями и экологически ответственными бизнес-ассоциациями. Поддержите наше требование к правительству России перейти на «Зелёный курс».