Сергей Иванов заявил, что российский Greenpeace сфальсифицировал данные, связав экологическую катастрофу на Камчатке с вредными выбросами, хотя, по официальной версии, массовая гибель донных организмов случилась из-за цветения микроводорослей.
Российский Greenpeace не называл окончательной причины катастрофы и не отрицал версию с цветением микроводорослей, а просил внимательно расследовать все версии, в частности, указывал на превышение ПДК по специфическим веществам, которые зафиксировал Росприроднадзор, а также требовал расследовать все возможные утечки.
Greenpeace отбирал пробы весь октябрь 2020 года в самых разных местах и передал их на анализ в несколько лабораторий. Вещества, которые обнаружили в первых пробах, в том числе диаллилсульфид, соединения группы терпенов, производные жирных кислот, гексаэтиленгликоля, соединения ртути, бора, ванадия, селена сами по себе или в выявленных концентрациях не могли вызвать такую массовую гибель гидробионтов, но и не должны содержаться в таких концентрациях в природной среде.
Новые результаты проб, которые анализировал испытательный центр «Химтест» РХТУ имени Д.И. Менделеева, также не указали на причину произошедшего. Однако в этих пробах присутствовали группы веществ: фталаты, диметилсульфид, кремний, органические соединения.
Все результаты проб были переданы в надзорные органы, Следственный комитет и научным институтам.
В пробах, которые отбирали Росгидромет и Росприроднадзор в сентябре — октябре 2020 года на Камчатке, были обнаружены превышения предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ, в частности, тетрахлорметана, что уже само по себе — нарушение, требующее отдельного расследования.
Расследование с учётом результатов всех проб должно прояснить картину произошедшего, но власти остановились на версии с водорослями, которые цветут у побережья Камчатки каждый год, что видно по данным космической съёмки.
Установить причины произошедшего на Камчатке было сложно также из-за невозможности сравнить состояние и количество гидробионтов, анализы воды в океане и реках и другие параметры до сентября 2020 года и после. Такая ситуация сложилась потому, что раньше на Камчатке не проводился системный экологический мониторинг.
Экологический мониторинг позволяет в реальном времени отслеживать состояние воды, воздуха — это помогает быстро замечать изменения и оперативно принимать меры. Его запустили на Камчатке только в 2021 году. О необходимости такой системы Greenpeace говорил ещё на первой встрече с губернатором региона Владимиром Солодовым.
«Мы неоднократно встречались с губернатором Камчатского края, с оперативным штабом, были участниками экспедиции и помогали расследовать как причины, так и последствия, о всех наших результатах мы незамедлительно оповещали все госорганы. Мы не выдвигали версию с разливом топлива, как причину катастрофы, а результаты наших проб это опровергли. Но в то же время катастрофа на Камчатке вскрыла множество проблем, которые уже негативно влияли на природу и здоровье людей. В результате, например, решили ликвидировать Козельский полигон ядохимикатов, модернизировать Камчатский водоканал», — заключил Василий Яблоков.
В России всё ещё огромное количество опасных объектов, которые необходимо ликвидировать, и опасных технологий, от которых надо отказываться. Мы требуем от Правительства пересмотреть модель экономического развития страны и принять «Зелёный курс» , в том числе и для того, чтобы многочисленные аварии, такие как в Коми, Норильске, Хатанге не повторялись в будущем.