13 ноября в Глазго в рамках 26-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP26) страны пришли к финальному решению относительно ближайших планов по борьбе с климатическим кризисом в области смягчения последствий, адаптации и финансов.
Исполнительный директор Greenpeace International Дженнифер Морган: «Это кроткий, слабый план, в котором цель удержания потепления в 1.5°C всё дальше от реальности. Однако по итогам конференции был послан сигнал о том, что эра угля заканчивается — это важно. Абсолютно очевидно, что в 2022 году странам придётся вернуться с более серьёзными целями. Единственная причина, по которой мы добились хоть чего-то на этих переговорах заключается в том, что молодые люди, лидеры коренных народов, активисты и страны, страдающие в первую очередь от изменения климата, пошли на уступки. Без них эти переговоры по климату полностью провалились бы. Наш когда-то стабильный климат сейчас разрушается, вы видите это каждый день в лесных пожарах, ураганах, засухах и таянии мерзлоты. Время вышло и нам нужно срочно мобилизоваться, чтобы положить конец эпохе всех ископаемых видов топлива».
Василий Яблоков, руководитель направления «Климат и энергетика» в российском отделении Greenpeace, наблюдатель переговоров в Глазго: «Страны пошли на очередные уступки в ущерб нашему будущему, согласовав очень слабые формулировки по сокращению угля, хотя в нынешней ситуации, о которой очень чётко говорят учёные в шестом отчёте МГЭИК, а также МЭА, страны должны полностью отказаться от ископаемого топлива в ближайшие десятилетия для удержания роста глобальной температуры в пределах 1.5°C. Многие страны, в первую очередь островные государства, проглотили эту горькую пилюлю, отметив, что они разочарованы принятым решениям, но поддержат его во имя компромисса для принятия финального документа. Но даже несмотря на это — климатический пакт Глазго — первые финальные решения за 25 лет конференции по изменению климата, где есть призыв к сокращению использования ископаемого топлива.
Россия на конференции выглядела вполне органично на фоне развитых стран, которые искусно создавали иллюзию борьбы с климатическим кризисом не принимая необходимых решений для закрытия разрыва между текущим уровнем выбросов, который ведёт нас к потеплению на 2,7°C и необходимым всему человечеству 1,5°C, отстаивая свои национальные интересы и интересы ископаемой индустрии.
Россия старалась не давать слишком амбициозных и «невыполнимых» обещаний, упрекая в этом другие страны и честно признавалась, что уйти от ископаемого топлива по экономическим причинам в ближайшее время не получится, а достигать углеродную нейтральность любой ценой неприемлемо. Основную ставку Россия делает на поглощающую способность лесов, которую планирует удвоить, хотя данных о ней всё ещё недостаточно. По нашему мнению, первоочередными мероприятиями должны стать профилактика пожаров, сохранение малонарушенных лесов и лесовыращивание, хотя бы это не позволит в ближайшем будущем не превратить наши леса в источник эмиссий».
Российский Гринпис совместно с другими общественными организациями и экспертами разработал в 2020 году полноценную программу для борьбы с климатическим кризисом. В «Зелёном курсе России» предложены конкретные шаги, как достичь углеродной нейтральности даже раньше 2050 года и избежать ложных решений. Отдельное внимание в нём обращается на развитие зелёных технологий в регионах. Для этого Greenpeace также составил «Рейтинг открытости регионов к «Зелёному курсу»», из которого стало очевидно, что в нашей стране уже существует достаточное количество практик, которые можно было бы использовать по всей стране и привести Россию к лидирующим позициям как в этом рейтинге, так и в борьбе с климатическим кризисом.