24 декабря рабочая группа по так называемой регуляторной гильотине согласилась с позицией Минприроды, и теперь окончательное решение — за премьер-министром.
В письме Гринпис отмечается, что уже дважды в этом году Минприроды России пыталось подготовить поправки к постановлению правительства, которые создают практически непреодолимые препятствия для развития сельского лесоводства, и предполагают отмену введенного этим постановлением заявительного принципа использования заброшенных сельхозземель для лесоводства.
Кроме того, в действующем законодательстве сохраняются противоречия, которые препятствуют развитию сельского лесоводства. Из-за этого сельскохозяйственные земли, на которых растёт лес, расцениваются как неиспользуемые. Это, в свою очередь, даёт основание для крупных штрафов для собственников этих земель (до 50 тыс. рублей с физических лиц и до 700 тыс. рублей с юридических), а в дальнейшем земельные участки могут быть у них изъяты.
Из-за этого собственники либо уничтожают лес, в основном, сжигая его, что часто приводит к крупным ландшафтным пожарам, либо оставляют свои земельные доли («паи», оставшиеся от колхозов и совхозов) официально не выделенными и не оформленными, чтобы труднее было их оштрафовать.
В результате, говорится в письме, мощный ресурс для сельского развития, для обеспечения сырьем лесного комплекса, увеличения способности российских лесов поглощать парниковые газы, не только не используется, но и просто бессмысленно уничтожается опасными способами. Исходя из данных дистанционного мониторинга, около трети от общей площади лесных пожаров в 2021 году пришлось на земли сельскохозяйственного назначения, и именно эти пожары и дым от горящих на них лесов создают обычно наибольшую угрозу для поселений, инфраструктуры, жизни и здоровья людей.
«Развитие сельского лесоводства, если его не запрещать и хотя бы немножко ему помогать, позволит в будущем выращивать до 300 млн кубометров древесины в год (столько же, сколько сейчас заготавливают в сумме все легальные и нелегальные лесорубы), увеличит поглощающую способность российских лесов за счёт накопления запасов древесины и сокращения пожаров не меньше чем на 300-400 млн тонн СО2-эквивалента в год, и может создать до ста тысяч постоянных рабочих мест в лесоводстве, и существенное число — в лесоперерабатывающей промышленности», — говорит руководитель лесного отдела Гринпис Алексей Ярошенко.
У людей должна быть возможность самостоятельно выбирать, что делать с лесом на их землях.
Поддержите лесную работу российского Гринпис