menu Меню
Logo

отделение международной
некоммерческой организации
в России


Узнай, чем занимается Гринпис Узнать Узнай, как ты можешь помочь природе Действовать

Новость 02/02/2022 читать и обсуждать наши новости в телеграме читайте наши новости в телеграме

Чиновники вводят в заблуждение журналистов и граждан о строительстве в Волго-Ахтубинской пойме

Через СМИ волгоградские чиновники отреагировали на обращение более 25 экологических организаций и общественных деятелей Генпрокурору, касающееся незаконного строительства дороги в Волго-Ахтубинской пойме. Аргументы госслужащих российский Гринпис счёл не только неубедительными, но и неправдивыми.

Коллективное обращение было отправлено Игорю Краснову 31 января. Его подписали академик РАН, председатель природоохранительной комиссии РГО Александр Чибилев, заслуженный эколог РФ, Всеволод Степаницкий, много лет руководивший всей заповедной системой России, бессменный руководитель экоцентра «Заповедники» Наталья Данилина.

Столь авторитетное обращение ведущих экологических организаций и специалистов в области заповедного дела не могло не вызвать реакцию чиновников, ответственных за разрушение уникальных природных комплексов парка.

И оно последовало. В интервью газете «Коммерсант» волгоградские чиновники в очередной раз попытались оправдать свои беззаконные действия.

«В комитете транспорта также заявляют, что дорога пройдёт в буферной зоне, „где территория наиболее антропогенно изменена, то есть активно используется человеком“. „В зоне строительства новой дороги находится не более 0,2% от общего числа деревьев в границах природного парка. При этом ни о каких рубках реликтовых дубов говорить не приходится — военные историки и дендрологи неоднократно заявляли, что деревья в зоне вырубки имеют порослевое происхождение и их возраст не превышает 100 лет“,— утверждают чиновники».

Ни одно из этих утверждений не соответствует действительности. 

Во-первых, буферная зона, которая изображена на карте жёлтым, находится в северо-восточной части парка, совсем не там, где строится скандальная дорога. Трасса проходит по рекреационной зоне, зоне агроландшафтов и зоне экстенсивного природопользования, но никак не в буферной зоне.

C:\Users\mkrendel\Desktop\ВАП\schema_zony.jpg

Во-вторых, не правдиво утверждение, что дорога проходит по уже сильно измённой деятельностью человека территории. На самом деле значительная часть трассы проходит по лесным массивам, фактически не нарушенным в настоящее время. 

В-третьих, недостоверным и неграмотным является заявление о том, что при строительстве дороге не вырубаются «реликтовые дубы». Реликтовыми являются не дубы, а дубравы Волго-Ахтубинской поймы (о чём неоднократно заявляли учёные), которые и разрушаются при строительстве дороги.

Так, председатель постоянной природоохранительной комиссии РГО академик РАН Александр Чибилёв сообщал, что «сообщество старовозрастных дубов в Волго-Ахтубинской пойме, подлежащих вырубке, является одним из последних форпостов, по сути дела, реликтовых урочищ пойменных дубрав естественного происхождения в долине реки Волги. В связи с изменениями гидрологического режима Волги и изменениями климата подобные сообщества дубрав будут утрачены навсегда, их мощь и облик невозможно восстановить искусственным путём».

Так что волгоградские чиновники в очередной раз вводят в заблуждение общественность.

Не отстаёт от них и Минприроды. Неназванные чиновники «природоохранного» ведомства заявили, что «в итоге был выбран вариант, оказывающий минимальное воздействие на водные объекты и экосистему природного парка, с минимальным количеством планируемых к вырубке зелёных насаждений и оптимальный по стоимости».

Пожалуй, единственный правдивый тезис касается именно стоимости, которая наверняка завышена по сравнению с другими вариантами. А вот минимальное воздействие на экосистему природного парка – очередная фальсификация. Об этом говорит чрезвычайно высокая концентрация краснокнижных видов. 

По данным дирекции природного парка, на территории объекта строительства и зоны его влияния зафиксировано более 80 мест обитания или произрастания объектов особой охраны,  представителей флоры и фауны, занесённых в Красные книги России и Волгоградской области

Непосредственно на трассе обнаружено: 

  • гнездо европейского тювика, (статус — близкий к угрожаемому);
  • насекомые жук-олень и красотел пахучий (оба — вторая категория Красной книги России);
  • рябчик русский;
  • сизоворонки (внесены в новую редакцию Красной книги из-за сокращающейся численности). 

Многие из этих животных и растений уже уничтожены.

Всё это нарушает российское законодательство, однако региональные органы, включая природоохранную прокуратуру, предпочитают не замечать этого. Например, волгоградская природоохранная прокуратура признала уничтожение гнёзд евпропейского тювика, но не придала этому значения, поскольку «работы в буферной зоне гнездовых участков начались после установления администрацией природного парка факта отлёта птиц на зимовку».

Скандал с незаконным строительством уже вышел на федеральный уровень. Председатель Следственного комитета России поручил руководителю следственного управления СК РФ по Волгоградской области Василию Семёнову представить доклад о ситуации. Ход исполнения поручения поставлен на контроль в центральном аппарате.

Мы надеемся, что несмотря на оправдания местных чиновников и бездействие местных надзорных органов Генпрокуратура и Следственный комитет наконец-то вмешаются и примут действенные меры по прекращению незаконного строительства и рассмотрению альтернативных вариантов прокладки дороги.

Поддержать лесную работу российского Гринпис

Волго-Ахтубинская пойма особо охраняемые природные территории


Узнай, чем занимается Гринпис Узнай Твоя помощь поддержит нашу работу Помоги Помоги

keyboard_arrow_up