Крупнейшие пожары происходили в эти дни в Красноярском крае, Хакасии, Омской, Курганской, Иркутской областях. По сообщениям федеральных и региональных властей и прессы, в Красноярском крае и Омской области погибли по меньшей мере семь человек, не менее десяти пострадали от ожогов или отравления дымом.
Крупные пожары продолжаются и в Курганской области. Туда направлены почти 500 спецалистов Авиалесоохраны из нескольких регионов. Всего в регионе пожары тушат больше 1200 человек.
Рослесхоз сообщает, что в Красноярский край вылетел глава Минприроды Александр Козлов и врио главы МЧС Александр Чуприян, в Курганскую область — руководитель Рослесхоза Иван Советников, а в Омскую — заместитель главы Минприроды России Сергей Аноприенко.
В пострадавших регионах сгорело около 800 домов и дач, школа, детский сад, несколько пилорам, вышка сотовой связи. В Омской области и Красноярском крае введен режим ЧС регионального уровня, а в Хакасии и Иркутской области — в наиболее пострадавших районах или городах.
Пожары быстро распространились и массово перешли на жилье и городскую инфраструктуру из-за сильного ветра. В некоторых случаях скорость ветра достигала более 25 метров в секунду, а по некоторым сообщениям, ветер достигал ураганной скорости — до 40 метров в секунду. По прогнозу, сильные ветры по всему югу Красноярского края, северу Хакасии, западу и северо-западу Иркутской области могут продолжаться до 11 мая.
Абсолютное большинство этих пожаров – не лесные, они происходят на открытых пространствах (в сельскохозяйственных угодьях и в степях). И только небольшая их часть действует в лесах, в частности на сельскохозяйственных землях, куда огонь переходит с открытых пространств.
Как правило дома в деревнях и посёлках загораются от огня, который подходит к строениям на окраине — часто к заброшенным домам, сараям, покинутым и заросшим травой участкам, — а оттуда из-за сильного ветра перекидывается на жилые дома. Когда горит несколько домов, пожарные часто не в состоянии сдержать распространение пожара, и огонь может охватить множество зданий.
Точной информации о причинах пожаров нет. В своем официальном телеграм-канале Рослесхоз указывает, что в Красноярском крае «из-за замыкания
Огонь в своей хозяйственной деятельности используют и в сельском, и в лесном хозяйстве. Там широко применяют так называемые сельскохозяйственные палы, профилактические выжигания, огневую очистку лесосек. На фоне такой практики борьба с поджогами травы не даёт результатов.
Кроме того, государство «подталкивает» граждан к поджогам сухой травы еще и штрафами. Выросший на сельскохозяйственной земле молодой лес, бурьян или оставшаяся там сухая трава грозят владельцам и арендаторам крупным штрафом. Это вынуждает их очищать участки самым простым и дешёвым способом — огнём.
В Свердловской, Тюменской, Новосибирской области, в ряде регионов в Центральной России и на Северо-Западе от поджогов травы могут начаться и массовые торфяные пожары. Тушить торф нужно прямо сейчас. В Свердловской области, например, на землях лесного фонда их тушит Авиалесоохрана, но на землях других категорий часто начало торфяных пожаров некому вовремя отслеживать и тушить, пока они не разгорелись. Сейчас крупный торфяной пожар в этом регионе тушат лесная охрана, МЧС и местные добровольцы, которым оказывают помощь сотрудники Гринпис.
Из-за изменения климата непредсказуемые ураганы, периоды засухи и жары могут возникать все чаще. Поэтому Гринпис призывает полностью отказаться от использования огня в сельском и лесном хозяйстве.
добровольные лесные пожарные климат лес лесное хозяйство пожары