В первой двадцатке не оказалось ни одного сибирского и дальневосточного субъекта РФ, есть только субъекты из европейско-уральской части России. Из самых богатых лесными ресурсами регионов в первой двадцатке только четыре ― Вологодская, Костромская, Кировская области и Республика Карелия.
Эксперты российского Гринпис объясняют, почему лесные регионы Сибири и Дальнего Востока не оказались в топе по интенсивности вырубок: главные и наиболее востребованные промышленностью лесные ресурсы ― это не обширные таёжные леса северных, горных и мерзлотных районов страны, а продуктивные леса средней полосы. Эти леса осваиваются человеком уже не первый год, земли здесь обжитые, есть вся необходимая инфраструктура, а климат очень благоприятен для лесоводства. Поэтому выгоднее вкладывать силы и средства в развитие лесного хозяйства здесь, а не забираться в далёкие районы тайги и рубить там дикие леса, которые важны для сохранения биоразнообразия и климата на планете.
«Пока наши отраслевые мечтатели грезят о массовых культурах в тайге и о лесных питомниках даже на вечной мерзлоте ― никаких шансов на успех нет даже в теории, ― считает руководитель лесного отдела российского Гринпис Алексей Ярошенко. ― Когда же они поймут, что лесоводство надо развивать только там, где для этого есть подходящие природные и социальные условия ― дело может сдвинуться с места. Разумеется, для этого понадобятся ещё и разумные законы».
Один из главных и наиболее эффективных способов развития лесоводства ― это использование заброшенных сельхозземель в подходящих для роста деревьев условиях. Сейчас таких земель в России около 76 млн гектаров, а к началу 30-х годов при сохранении нынешних тенденций, по нашим предположениям, будет больше 100 млн гектаров. Но недавно правительство выпустило постановление, которым фактически ввело запрет на выращивание леса на этих землях. О том, почему это решение негативно скажется на экологии и экономике страны, рассказал эксперт российского Гринпис Вилен Лупачик.
Данные ЕМИСС, по нашим оценкам, несколько отличаются от реальности. Например, они не учитывают так называемые скрытые перерубы на легальных лесосеках из-за низкой точности учёта лесов (оценочно, они составляют до 20% от учтённой заготовки). Также в ЕМИСС нет данных о рубке в лесах с неясным правовым статусом (например, на сельхозземлях, землях запаса и некоторых других), а также о самовольных рубках. Тем не менее, эти данные вполне объективно отражают распределение регионов по интенсивности лесопользования.
Greenpeace — единственная в мире глобальная природоохранная организация, которая не принимает пожертвований от правительств, политических партий и бизнеса. В работе мы на 100% полагаемся на сторонников — таких, как вы. Ваша поддержка — главный аргумент, что наша работа нужна людям. Поддержите нас регулярным пожертвованием, чтобы мы смогли делать больше полезных инструкций.