Пожар в Рязанской области возник несколько дней назад в тех же местах, где происходили катастрофические пожары 2010 года. Горят одновременно лес и торфяники, на которых он стоит. По предварительной оценке по данным спутниковых снимков, площадь пожара на 17 августа составляла примерно 3300 гектаров. Он угрожает двум поселкам, кроме того, огонь перешел на территорию Окского заповедника и национального парка «Мещёрский».
«Мы вместе с замдиректора департамента особо охраняемых природных территорий Минприроды и с руководителем тушения смогли осмотреть весь пожар с воздуха, за что благодарим вертолетный поисково-спасательный отряд “Ангел”, — говорит руководитель противопожарного отдела российского Гринпис Григорий Куксин. — Мы договорились о взаимодействии с Минприроды. На пожаре уже работают силы рязанского лесопожарного центра, инспекторы заповедника и национального парка, МЧС и авиация. На пожар перебрасывают федеральный резерв Авиалесоохраны».
Точные причины возникновения пожара пока неизвестны, однако, поскольку никаких гроз и других природных явлений в районе не зафиксировано, он скорее всего возник по вине людей. Сильная почвенная засуха, жара и ветер способствовали быстрому распространению огня. Как отмечает Григорий Куксин, пожар происходит на гари, оставшейся после пожаров 2010 года, территория завалена остатками деревьев, не вывезенных с того времени.
Другой пожар возник несколько дней назад в Нижегородской области среди обширных торфяных болот, перемежающихся с сухими сосновыми лесами. На 17 августа площадь пожара — тоже по предварительной оценке на основе космоснимков — составляет около 6000 гектаров, и он частично перешел на территорию Республики Марий Эл.
Дым от пожаров дошёл до Москвы, в нескольких районах города видна дымка и ощущается запах гари. В воздухе, по данным сайта IQAir, повышенное содержание мелких взвешенных части (РМ 2,5). Дымка наблюдается в Рязани.
«Дым, дошедший до Москвы из соседних областей сразу привлекает много внимания и многих тревожит. На эти пожары обращают внимание и СМИ, и государство. Но есть много пожаров в других регионах, о которых не говорят, хотя там сгорают сотни тысяч гектаров леса, в дыму от них месяцами живут люди в отдалённых сёлах. И эти пожары местные власти решают не тушить, а то и просто делают вид, что их нет, — отмечает эксперт противопожарного отдела Гринпис Софья Косачёва. — Но человеческая жизнь и природа ценны вне зависимости от того, где они — рядом со столицей или в далёких уголках страны. Внимания требуют все пожары, в том числе и те, что происходят в труднодоступных местах, в зонах контроля».
За 2022 год огнем пройдена территория в 8,2 миллиона гектаров. Сейчас сильные пожары продолжаются в Якутии, Магаданской области, Коми и в других регионах. Причем даже по официальным данным, примерно четверть площади действующих пожаров приходится на те, что действуют в так называемых зонах контроля и не тушатся.
В июле российский Гринпис обратился к правительству с призывом предпринять срочные шаги для борьбы с катастрофическим развитием пожаров.
Мы предлагаем:
— тушить больше пожаров в зонах контроля и не отказываться от тушения хотя бы там, где пожары угрожают заповедникам и национальным паркам или могут сильно задымить деревни и города;
— полностью отказаться от огневой очистки лесосек в местах легальной заготовки древесины и контролировать, чтобы этот запрет исполнялся, потому что большинство пожаров возникает именно там, где вырубают лес
В августе Минприроды внесло изменения в правила тушения лесных пожаров, и теперь зоны контроля должны значительно сократится. Это очень большое достижение, при условии что на борьбу с пожарами будет выделено значительно больше финансирования. Однако все остальные наши предложения остаются актуальными. Мы просим вас поддержать их.