menu Меню
Logo

отделение международной
некоммерческой организации
в России


Узнайте, чем занимается Гринпис Узнать Узнайте, как можно помочь природе Действовать

Новость 31/08/2022 читать и обсуждать наши новости в телеграме читайте наши новости в телеграме

Гринпис поддерживает обращение СПЧ к правительственной комиссии по борьбе с пожарами

По итогам катастрофических пожаров августа 2022 года в центральной России Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека направил руководителю недавно созданной Правительственной комиссии по борьбе с лесными пожарами Дмитрию Григоренко письмо с предложениями по решению накопившихся системных проблем в лесопожарной сфере. Российский Гринпис поддерживает это обращение и считает, что необходимо срочно принять предложенные в нем меры.

Речь в письме идёт о проблемах, важных в масштабах всей страны: о практике применения огня в сельском и в лесном хозяйстве, о нерешённости проблемы лесов на сельскохозяйственных землях, об отсутствии учета всех ландшафтных пожаров, о недофинансировании мер по охране лесов от пожаров.

Особое опасение в экспертном сообществе вызывает предложение о передаче ФБУ «Авиалесоохрана» с соответствующими функциями в состав МЧС России. Такая реформа помимо её огромной и неоправданной стоимости может повлечь разрушение сложившейся в последние годы системы управления в сфере борьбы с лесными пожарами, потерю профессиональных кадров в лесопожарной сфере. Кроме того, такая реформа потребует принципиальных изменений в лесном и смежном законодательстве. 

По мнению экспертов СПЧ, решение, напротив, лежит в плоскости усиления как региональных лесопожарных служб, так и федеральной составляющей (в том числе ФБУ «Авиалесоохрана» и системы федеральных ООПТ) в рамках существующего распределения полномочий. Работа на крупном резонансном пожаре в Рязанской области подтверждает эти выводы. По мнению работавших на этом пожаре экспертов СПЧ, большие сложности в управлении силами создавались именно недостатком в штабе квалифицированных руководителей тушения именно лесных пожаров и давлением со стороны руководящего состава МЧС. 

В результате при отсутствии дефицита людей и техники пожар не удавалось длительное время остановить из-за того, что не применялись тактические схемы, принятые в лесопожарном деле, а использовалась, скорее, «городская» тактика: встреча огня напрямую, часто днём, в период интенсивного горения с применением пожарных автомобилей. Это создавало неоправданный риск для привлеченных городских пожарных и работников коммунальных служб, и при этом не давало результата. 

В этих условиях работа Рязанского лесопожарного центра, Авиалесоохраны, сотрудников заповедника и национального парка была гораздо результативнее работы привлечённых городских пожарных подразделений и коммунальных служб, но она осложнялась, а часто и блокировалась, проблемами в управлении всей группировкой. Для таких пожаров особенно важно давать квалифицированным лесопожарным силам дополнительные ресурсы, но не вмешиваться в их профессиональные решения.

Кроме того, для решения проблемы пожаров на уровне всей страны, и особенно для сибирских и дальневосточных регионов, особое значение имеет и пересмотр  так называемых зон контроля лесных пожаров и обеспечение достаточного финансирования этой работы.  В настоящее время уже приняты новые Правила тушения лесных пожаров, в соответствии с которыми зоны контроля в 2023 году будут пересмотрены и существенно сокращены. Однако проблема пока остается нерёшенной, поскольку правила тушения вступают в силу только 1 марта 2023 года, а зоны контроля должны утверждаться по ним не позднее 20 февраля. Если новые зоны контроля будут утверждены до 20 февраля следующего года ещё по старым правилам, это произойдёт уже после принятия закона о бюджете, то есть тушение на новых охраняемых от пожаров территориях в следующем году может оказаться финансово не обеспеченным.

Требуют решения и более частные проблемы, касающиеся густонаселённых регионов центральной части страны: существование пожароопасных торфяников, неразобранные завалы древесины после пожаров 2010 года.

Так, например, решение проблемы торфяных пожаров возможно в новых климатических условиях только с применением технологий обводнения и восстановления болот. К сожалению, такие программы были реализованы масштабно лишь в Московской области. Отдельную проблему представляют горельники и гари 2010 года – самые сложные пожары этого сезона возникли и опасно развивались именно на таких участках, где работы затруднены и опасны, а запас горючих материалов очень велик. Именно неразобранные завалы горелой древесины после 2010 года создали угрозу населенным пунктам на пожарах в Рязанской, Нижегородской и Ивановской областях в этом году, а осушенные и так и не обводненные даже после пожаров 2010 года торфяники являлись мощными источниками дыма во Владимирской и Ивановской областях в августе этого года.

Российский Гринпис полностью поддерживает предложения, которые высказывает СПЧ в письме Дмитрию Григоренко и считает, что их необходимо принять для того, чтобы избежать повторения пожарных катастроф в будущем.


 

особо охраняемые природные территории пожары


Узнай, чем занимается Гринпис Узнай Твоя помощь поддержит нашу работу Помоги Помоги

keyboard_arrow_up