Обсуждение договора проходит в рамках международной конференции под эгидой ООН и продлится до 3 марта. Обращение Гринпис к делегациям с требованием прийти к соглашению и утвердить этот договор подписали почти шесть миллионов человек во всём мире.
По данным ООН, сейчас под защитой находится всего лишь 10% Мирового океана. Бóльшую его часть – целых две трети – занимают нейтральные воды – зоны, которые не принадлежат какой-либо стране. Сегодня там фактически возможна бесконтрольная и неустойчивая добыча ресурсов, поскольку нет единой правовой основы и международного органа, которые бы это регулировали. Чтобы не допустить чрезмерной эксплуатации нейтральных вод и истощение океана, ООН планирует создать
Кто и по какой процедуре сможет создавать морские охраняемые районы (МОР) в нейтральных водах? Какой будет режим охраны, будут ли это именно заповедники или акватории с менее строгим режимом защиты? Какая деятельность там будет разрешена, а какая строго исключена? Как странам совместно использовать выгоды от ресурсов и разрешенной в нейтральных водах деятельности? Эти и другие не менее сложные вопросы необходимо решить и описать в точных формулировках, которые будут работать, а не существовать только на бумаге.
Проблема охраны биоразнообразия нейтральных вод обсуждается уже 20 лет. Данные научных исследований, опубликованных в 2013 и 2016 годах, подтверждают, что эффективно управляемые морские заповедники — это важный инструмент сохранения экосистем и биоразнообразия, которые поддерживают жизнь человека. В 2016 году Всемирный конгресс по охране природы предложил странам поставить перед собой цель: к 2030 году взять под защиту 30% Мирового океана.
В декабре 2022 года эта цель была официально закреплена в соглашении по итогам Конференции сторон Конвенции ООН о биоразнообразии. Глобальный договор об океанах, который обсуждается параллельно — это инструмент достижения этой цели.
Вместе с миллионами людей по всему миру мы считаем, что дальнейшее затягивание переговоров недопустимо. Гринпис предлагает:
Договор нужен срочно, ведь его принятие — хоть и важный, но только первый шаг к тому, чтобы к 2030 году на 30% Мирового океана появилась сеть морских заповедников, которая бы сохранила морские виды и их среду обитания. Необходимо, чтобы на этой сессии, которая закончится 3 марта, страны смогли утвердить прогрессивную версию соглашения.