Загрязнение воздуха может стать причиной онкологических, сердечно-сосудистых, респираторных и других заболеваний. Каждый год в России происходит от 80 до 140 тысяч преждевременных смертей из-за загрязнения воздуха.
Greenpeace выступает за открытую, доступную, достоверную и актуальную информацию о качестве воздуха.
Правда, узнать, насколько воздух в вашем городе опасен для здоровья, может быть непросто. Самая широкая сеть станций мониторинга качества воздуха в России — у Росгидромета, но даже она охватывает лишь 243 из около 1100 городов в нашей стране. Власти около 20 городов, включая Москву, Петербург и Красноярск, создали свои локальные системы мониторинга. Однако данные на сайтах этих ведомств публикуют в таком неудобном виде, что разобраться и использовать их очень тяжело.
Источники загрязнения воздуха могут быть самыми разными: это и выбросы промышленных предприятий, и лесные пожары, и свалки. Однако в большинстве крупных городов России основным источником является автотранспорт: на него приходится 80-90 % всего объёма загрязняющих веществ в воздухе. Кроме того, от автомобильных выбросов очень трудно спрятаться: дым из выхлопных труб машин идёт на каждой улице и во дворе каждого жилого дома. В «Докладе о человеческом развитии в РФ» загрязнение воздуха от транспорта названо главным фактором окружающей среды, влияющим на здоровье людей.
#CleanAirNow — это международный проект Greenpeace, цель которого снизить загрязнение воздуха от транспорта. Отделение Greenpeace в России работает с этой проблемой в рамках проекта #ГринписВоздух.
Мы составили рейтинг «Как города решают проблему загрязнения воздуха от транспорта», основываясь на официальных ответах городских властей.
Вместе с Национальным центром транспортных исследований мы подготовили инновационный сценарий развития транспорта Москвы и конкретные рекомендации, как снизить выбросы вредных веществ и парниковых газов от транспорта, которые также могут использовать другие крупные города.
Мы создали карту «Чем дышит Москва?», на которой официальные данные «Мосэкомониторинга» представлены в удобном виде. Карта в реальном времени показывает уровень загрязнения воздуха вредными веществами в разных районах города.
Вместе с Greenpeace более 400 человек из Москвы, Петербурга, Казани, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Самары, Воронежа и Ростова-на-Дону установили 500 диффузионных трубок для измерения концентрации диоксида азота, одного из основных опасных загрязнителей. Результаты исследования Greenpeace опубликует этой осенью.
В справочнике «Как ездить по городу экологично?» мы даём советы тем кто не готов полностью отказаться от личного автомобиля, но хочет внести посильный вклад в спасение планеты, и рассказываем о других способах ездить по городу — более быстрых, полезных для здоровья и выгодных для кошелька.
Посылаем в школы в разных уголках страны (от Камчатки до Сочи) комплекты для проведения уроков, на которых школьники узнают, насколько можно уменьшить выбросы вредных веществ, если пересесть с личного авто на общественный транспорт.
Российское отделение Greenpeace объединилось в коалицию с другими организациями, которые выступают за развитие экологичного транспорта. Мы поддерживаем всероссийское велодвижение и развитие каршеринга.