Деятельность Альянса должна способствовать развитию экологически безопасной и экономически эффективной системы обращения с отходами, способствующей устойчивому развитию страны.
Мы выступаем за раздельный сбор и переработку отходов, за сокращение их образования как альтернативу сжиганию мусора, так как наша цель – решение проблемы отходов в России наиболее безопасным, эффективным и экономически целесообразным способом.
Мы считаем, что:
Вектор на приоритетное использование технологий мусоросжигания противоречит действующему законодательству и основным направлениям государственной политики в сфере обращения с отходами в РФ.
Приоритет снижения класса опасности отходов в местах их образования и утилизации перед их сжиганием закреплён в федеральном законе № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также п.1 г) Поручений Президента по итогам заседания Госсовета по вопросу «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений». Развитие мусоросжигания на территории РФ недопустимо.
Предотвращение образования отходов, их повторное использование, раздельный сбор отходов и их утилизация — необходимое условие для устойчивого развития страны и охраны окружающей среды.
Зарубежная практика показывает, что эффективность автоматизированных сортировок смешанных отходов приводит к снижению качества вторичного сырья в сравнении с раздельным сбором на местах и не несёт никакой воспитательной функции населения.
Между мусоросжигательной и перерабатывающей отраслями существует конкуренция за отходы.
Поддерживая в первую очередь строительство мусоросжигательных заводов), Правительство РФ блокирует развитие отрасли вторичной переработки, так как самые теплотворные фракции (полимеры и макулатура) —и самые востребованные на рынке вторсырья.
Мусоросжигание опасно для здоровья населения.
При сжигании твёрдых коммунальных отходов образуется множество вредных веществ, в первую очередь, полициклические ароматические углеводороды (ПАУ), токсичные тяжёлые металлы и диоксины (сильнейшие канцерогены и мутагены). Зарубежные исследования подтверждают существование зависимости состояния здоровья людей от близости их проживания к МСЗ. Отсутствие раздельного сбора отходов в России подразумевает попадание в состав твёрдых коммунальных отходов опасных материалов, повышая вредное воздействие МСЗ на окружающую среду.
МСЗ не решают проблему накопленных отходов и свалок.
Подвергать сжиганию содержимое многолетних свалок ещё более опасно, так как ТКО на этих свалках не только перемешаны, но уже и вступили в реакцию друг с другом, образуя неисследованные соединения. Единственный приемлемый способ ликвидации свалок – это их грамотная рекультивация. В то же время использование технологий мусоросжигания не предполагает отказ от свалок, так как золу и шлаки от сжигания тоже надо где-то захоранивать.
Сжигание твёрдого топлива (RDF), произведённого из ТКО, равнозначно сжиганию самих ТКО.
Это обусловлено тем, что в состав твёрдого топлива из ТКО входят все те же фракции, что и в ТКО, включая опасные отходы, которые при горении образуют высокотоксичные соединения. Использование данного топлива ведёт к уничтожению полезных ресурсов, нарушает принципы циклической экономики и препятствует устойчивому развитию.
Опыт зарубежных стран, использующих мусоросжигание, рассматривается однобоко и не пример для подражания.
Закупающая у соседей мусор Швеция — как раз аргумент против МСЗ. Высокий уровень раздельного сбора и переработки собственных отходов не оставляет сырья для поставок на уже существующие МСЗ. Шведы стали заложниками ошибочной политики предыдущих лет, направленной на уничтожение ресурсов.
Сжигание отходов — это не их утилизация.
В соответствии с законом «Об отходах производства и потребления» выделяется два совершенно различных способа обращения с отходами – утилизация (переработка, регенерация, рекуперация) и термическое обезвреживание (уменьшение массы отходов, включая сжигание). Приоритет утилизации над сжиганием закреплён законодательно. Недопустимо манипулировать сознанием населения путём подмены понятий.
Энергия от сжигания ТКО невозобновляема.
Возобновляемую энергию получают из возобновляемых природных ресурсов (например, солнечный свет, ветер, приливы), которые пополняются естественным путём. ТКО содержат фракции, произведённые из исчерпаемых источников энергии (нефть и газ). Приравнивать энергию от сжигания ТКО к возобновляемой — неверно, особенно в свете того, что сжигание – это уничтожение природных ресурсов, которые можно вернуть во вторичный оборот.
Мусоросжигание — дотационный способ обращения с отходами.
Инвестиции в строительство МСЗ настолько высоки, что вернуть их возможно только с помощью различных субсидий и налоговых льгот. Один из способов – объявить энергию от сжигания ТКО возобновляемой и ввести на неё «зелёный» тариф, который обяжет участников оптового рынка электроэнергии закупать энергию у МСЗ. Разница в тарифах будет переложена на конечного потребителя либо будет компенсироваться за счёт субсидий из бюджета. Госбюджет, формируемый за счёт налогов от населения и предприятий, может быть потрачен на развитие действительно возобновляемых источников энергии, создание новых рабочих мест в отрасли вторичной переработки и научные исследования, направленные на поиск путей снижения нагрузки на окружающую среду.
Законный и мирный характер действий участников Альянса.
Действия, предпринимаемые участниками в рамках Альянса для достижения его цели, находятся в рамках действующего законодательства РФ и носят исключительно ненасильственный и мирный характер.
Для дополнительной информации обращайтесь по адресу noburnrussia@gmail.com