menu Меню

Как активисты подсадили города на велосипеды

Многие знают о том, как активисты поменяли Амстердам, но есть и менее известные примеры — Монреаль и Нью-Йорк

Многие знают о том, как активисты поменяли Амстердам, но есть и менее известные примеры — Монреаль и Нью-Йорк

Как города становятся удобными для велосипедистов? Каждый по-своему. Например, в Копенгагене инициатива исходила от планировщиков, которые смогли убедить администрацию ориентироваться на пешеходов и велосипедистов. В других решающую роль сыграли местные жители.

Крутим педали в Монреаль

Волна интереса к велосипедам набежала на канадские города в 70-х. Причин велосипедного бума было немало: и стремление к хорошей физической форме, и беспокойство за окружающую среду. И чем больше горожане ездили на велосипеде, тем лучше они понимали, что для этого нужна подходящая инфраструктура.

Велосипедисты делили уличное пространство с автомобилистами, что приводило к большому количеству ДТП. Из-за этого в 1975 году образовалась Le Monde à bicyclette (MÀB — Мир на велосипеде) — небольшая группа, которая захотела защитить велосипедистов в Монреале. Они решили показать, что велосипед — это не только спорт, но и транспорт. «Когда я стал велоактивистом, я впервые я осознал цель своей жизни. Я буду ездить на велосипеде, и это само по себе — революция. Я посвятил свою жизнь тому, чтобы сделать наш мир лучше, и нашёл для этого простой способ — велосипед!», говорил о целях Le Monde à bicyclette активист Роберт «Вело-Боб» Силверман.

Роберт «Вело-Боб» Силверман сообщает надписью на своей футболке улицам Монреаля, что автомобили убивают людей больше, чем войны.
© Montreal Gazette

Велосипедистов становилось всё больше, а инфраструктуры для них явно не хватало, поэтому акции Le Monde à bicyclette (MÀB) и других велосообществ находили отклик среди горожан. MÀB довольно быстро стала известна благодаря своим провокационным уличными перформансам и призывам положить конец доминированию автомобилей.

В октябре 1976 года в центре Монреаля прошла первая лежачая акция протеста MÀB — около сотни человек легли на проезжую часть на перекрёстке улиц Сент-Катрин и Университэ. Среди них был ребёнок на носилках, вокруг разбросали велосипеды, гроб, костыли — и всё это было «окровавлено» кетчупом. Акция должна была привлечь внимание к высокому уровню смертности велосипедистов и пешеходов на улицах города.

Такая же акция прошла на международном автосалоне. Затем активисты пересекли реку на велосипеде, который был установлен на лодке, изображая Моисея, раздвигающего воды, по-партизански рисовали велодорожки ночью, перевозили в метро громоздкие предметы как протест против запрета на провоз велосипедов и устанавливали на велосипеды специальные рамы, чтобы показать, насколько меньше они занимают места на дороге, чем автомобили.

С помощью творчества и юмора активисты продемонстрировали, что текущее положение дел абсурдно, и задали вектор дальнейшего развития города. Самыми насущными потребностями, которые выявили активисты, были безопасная парковка, велосипедные дорожки и проезд в метро с велосипедом. Организация также рекомендовала создать систему общественного велопроката, которая была реализована в Монреале лишь спустя несколько десятилетий.

Активистам удалось добиться установки велопарковок в центре города, разрешения провоза велосипедов в метро и пригородном железнодорожном транспорте и создания велосипедных маршрутов на Южный берег — пригород Монреаля, расположенный на южном берегу реки Святого Лаврентия напротив острова Монреаль.

Деятельность MÀB прекратилась в конце прошлого века, но её влияние сильно по сей день. В честь Клэр Мориссетт, стоявшей у истоков MÀB и умершей в 2007 году, в 2008 году назвали велодорожку на бульваре Мэзонев.

В 1998 году Клэр Мориссетт основала некоммерческую организацию Cyclo Nord-Sud, которая собирает и ремонтирует подержанные велосипеды, а затем отправляет их в страны Латинской Америки и Африки. Cyclo Nord-Sud уже переслали более 57 тысяч велосипедов.

Развитию велосипедной инфраструктуры также способствовала организация Vélo Québec. Она была основана в 60-х как агентство по проведению велосипедных туров, но позднее переключилось на поддержку велодвижения. В 1985 году Vélo Québec впервые провела велопарад Tour de L’Île, который должен был сделать велосипед более популярным среди горожан и показать властям спрос на велосипедный транспорт.

Важно различать велодорожки и велополосы. Велосипедная полоса — часть улицы, выделенная разметкой и дорожными знаками. Велосипедная дорожка — часть улицы, отделенная определенным барьером (бордюром, расстоянием, газоном, приподнятая поверхность) от проезжей части и пешеходной зоны. Таким образом, велодорожки обеспечивают более высокий уровень безопасности велосипедистов.

Городской велопрокат в Монреале / Shutterstock.com

В 80-е Монреаль стал одним из самых прогрессивных городов по развитию сети велодорожек, после чего в канадских городах начался новый этап городского развития, в котором велосипед занимает важное место как необходимый элемент транспортной инфраструктуры. За Монреалем последовал Торонто, однако в нём сначала появились лишь велополосы, а велодорожки были созданы гораздо позже — в 2012 году.

За права велосипедистов в 70-х боролись и в более крупных городах, чем Монреаль.

Велосипед захватывает
Нью-Йорк

В 1972 году рядом с Нью-Йоркским международным автосалоном прошёл первый велозаезд «Акция против автомобилей». Годом позже активисты, которые провели этот заезд, создали организацию Transportation Alternatives. Они хотели освободить улицы от автомобилей и развивать общественный транспорт и комфортные условия для велосипедистов и пешеходов.

Для этого активисты руководствовались шведской концепцией Vision Zero по повышению безопасности дорожного движения и снижению смертности в ДТП. Этот подход предлагает снять с водителей основную вину за происшествия на дорогах и сделать так, чтобы в решении проблемы участвовали и те, кто строит и обслуживает дороги, и производители автомобилей. Дорожное движение должно быть организовано так, чтобы ошибки людей не приводили к смертельным исходам. После принятия программы Vision Zero в Нью-Йорке количество смертей в ДТП неуклонно снижается с каждым годом.

Transportation Alternatives состоит из девяти комитетов. Эти комитеты каждый месяц встречаются с жителями всех районов Нью-Йорка, выявляют основные проблемы района и разрабатывают локальные планы развития. Такая структура формировалась на протяжении многих лет, хотя начиналось всё с акций в поддержку альтернативных видов транспорта.

Не хотите стоять в пробках и опаздывать к близким, которые вас ждут?
Садитесь на велосипед!

Вслед за акциями Transportation Alternatives стала публиковать отчёты и предложения по развитию велосипедного транспорта. В 1993 был опубликовали план «Как сделать передвижение на велосипеде в Нью-Йорке привычкой», в котором описали, как город будет меняться шаг за шагом. В этот же год активисты добились разрешения провоза велосипедов в метро.

В 2004 году Transportation Alternatives создала карту ДТП с участием велосипедистов и пешеходов на улицах Нью-Йорка. Это помогло оценить масштаб проблемы и привлечь внимание властей к наиболее опасным участкам дорожной сети города. Позднее был опубликован План повышения безопасности велосипедистов.

Представители Transportation Alternatives побывали на открытии системы городского проката в 2007 году Париже и, вдохновившись опытом французской столицы, загорелись идеей создать такую же в Нью-Йорке. Претворить идею в жизнь удалось 6 лет спустя — в 2013 году начал работу городской велопрокат.

Городской велопрокат в Нью-Йорке / Shutterstock.com

Transportation Alternatives одновременно проводит общественные кампании с участием активистов и ведёт диалог с городскими властями, предлагая конкретные решения. Это помогает убедить местных жителей, что их мнение точно дойдёт до городской администрации.

Другое сообщество, которая помогает развивать велосипедный транспорт в Нью-Йорке — Time’s Up! Оно было создана в 1987 году и полностью состоит из волонтёров. Time’s Up! не ограничивается транспортом, а охватывает более широкий спектр экологических проблем. В 1993 году активисты запустили кампанию в поддержку развития города, свободного от автомобиля.

В рамках кампании активисты проводили велопробеги, уличные демонстрации и конкурсы на лучшие проекты по «зелёному» развитию города. Time’s Up! смогла сильно изменить улицы города: в Манхеттене появилась самая длинная велодорожка West Side Greenway, пешеходная зона на Таймс сквер, безопасная инфраструктура для велосипедистов и пешеходов на мостах.

В 1996 году был запущен Уличный мемориальный проект, который привлёк внимание к высокой смертности велосипедистов и пешеходов на дорогах. Позднее в местах гибели велосипедистов стали появляться «призрачные» велосипеды.

Волонтёры Time’s Up! рассказывают о проекте «призрачных» велосипедов

Одна из самых ярких инициатив Time’s Up! — проект «В школу на велосипеде». Волонтёры собирают ничейные велосипеды, ремонтируют и раздают их школьникам, а также учат их ездить на велосипеде по городу. С 2016 года волонтёры также регулярно проводят воркшопы по ремонту велосипедов.

Монреаль и Нью-Йорк — прекрасные примеры того, что люди могут сами решать, в каком городе им жить. Порой достаточно написать письмо властям — и тебе пойдут навстречу. А иногда нужно лечь на проезжую часть, отстаивая свои права.

Монреаль

Нью-Йорк

Москва

Если мы хотим, чтобы наши города тоже стали велосипедными, как Амстердам, Монреаль или Нью-Йорк, не надо сидеть сложа руки. Тем более некоторые российские города уже делают шаги в верном направлении.

В Москве проложено 230 км велосипедных полос и дорожек, а в прокате доступно уже 4 300 велосипедов. Но если посмотреть, сколько человек претендует на каждый такой велосипед в Москве, Монреале и Нью-Йорке, станет ясно, что мы лишь в начале пути.

Чтобы показать властям российских городов, как много людей хочет пользоваться велосипедом как ежедневным транспортом, Greenpeace собирает подписи за развитие удобной и безопасной велоинфраструктуры.

чистый воздух

Интересные публикации

Повторение пройденного
27 ноября 1989 года Верховный Совет СССР принял постановление «О неотложных мерах экологического оздоровления страны».…
Евгений Усов 27/11/2019
Инга Чумакова: «Проекты, которые помогают людям стать частью решения, очень нужны»
Про Непал, пластиковую бутылку и осознанность В 2010 году я путешествовала по Непалу, где познакомилась…
Анна Косниковская 08/11/2019
Дым в большом городе
Несмотря на то, что свалки и предприятия — не основные источники загрязнения воздуха, именно на…
Анна Косниковская 06/11/2019
Как загрязнение воздуха влияет на нашу кожу
Cухость, морщины, покраснения и пигментация — всё это может быть результатом жизни в мегаполисе, где мы ежедневно…
Анна Косниковская 05/11/2019
#Яквамдышу: как прошёл Единый день действий в Самаре, Ульяновске и в других городах
На прошлой неделе по всей стране прошёл Единый день действий: в разных городах люди выходили…
Анна Косниковская 05/11/2019

Инструкции

Как заставить власти сделать воздух чище
В вашем городе трудно дышать? Источники загрязнения воздуха могут быть разными: свалки, заводы, автомагистрали. В…
Константин Фомин 22/04/2019

Узнай, чем занимается Гринпис home Твоя помощь поддержит нашу работу

keyboard_arrow_up