menu Меню

Косметика без отходов

История Екатерины Матанцевой, которая использует безотходные технологии в производстве и продаже косметики

История Екатерины Матанцевой, которая использует безотходные технологии в производстве и продаже косметики

Когда я была беременна сыном, мне хотелось найти натуральную косметику и бытовые чистящие средства, которые были бы безопасны для ребёнка. Ничего подобного на тот момент в России не было, и мы с семьёй решили создать компанию по производству 100% натуральной косметики и средств для дома. Так появилась «МиКо» . С первых дней работы мы старались внедрять в офисе и на производстве экологичные решения, в том числе — минимизировать количество мусора.  

Упаковка, которую выбросят

После покупки косметики женщины обычно сразу выкидывают коробочку — дома она им больше не нужна. Поэтому мы не используем дополнительную упаковку, если объём продукта позволяет нанести на него всю нужную информацию. Если же без упаковки не обойтись, мы выбираем вторично переработанный картон. Сейчас мы переводим печатную продукцию именно на него, но есть сложности с типографиями. Для многих «экологичность» — это способ получить дополнительные финансы. Производители зарабатывают на том, что спрос на продукцию из вторсырья есть, а предложения почти нет. И например, бумажный пакет из макулатуры стоит 60 рублей, а пакет из первичной целлюлозы – 12 рублей. Получается, что если ты хочешь быть экологичнее – ты должен стать дороже? Но «экологичность» в нашем понимании – это «бережное отношение к природе и человеку». И мы ищем партнёров, которым близок наш подход и которые объективно ставят стоимость. Сейчас мы используем вторичный картон для мыла, стирального порошка. Он уже сделан из макулатуры, и его можно ещё раз переработать.

Я всегда говорю, что на упаковке можно экономить, и вторичный картон получается на два рубля дешевле, чем первичный, но выглядит не хуже, плюс мы заботимся о природе. Если посчитать экономию за год, то она может быть и 200 тысяч рублей при больших объёмах товара. Не говоря уже о пользе для общества.

Стекло в оборот

В составе многих наших продуктов есть эфирные масла, поэтому для них в качестве упаковки мы используем тёмное медицинское стекло. Оно отлично сохраняет все полезные компоненты, и продукт остаётся эффективным и безопасным в течение всего срока годности. Пластик для таких продуктов мы не используем, потому что эфирные масла содержат очень активные компоненты, имеют небольшую молекулярную массу и взаимодействуют с пластиковой упаковкой, а это для нас неприемлемо.

Стеклянную упаковку мы принимаем обратно через лицензированную компанию. Нам возвращается 1–3% стекла, есть люди, которые активно в этом участвуют. Когда клиенты покупают наши косметику в сетевых магазинах, они не могут вернуть нам стекло, но в наших фирменных магазинах организованы пункты приёма.

Мы используем стекло как оборотную тару: стерилизуем, проверяем и заново наполняем, а если на стекле есть сколы или царапины – сдаём в переработку. Эту программу мы внедрили не потому, что хотим иметь бесплатную тару (расходы по сбору, логистике, стерилизации упаковки мы берём на себя), нам важно в принципе снижать количество мусора. Тёмное стекло во многих регионах не принимают, а когда можно спасти флакончик — это здорово.

Мы несём расходы по доставке, и у нас прописано, какой объём надо возвращать, чтобы это было выгодно с точки зрения логистики, не было лишних выбросов углекислого газа, и стоимость возвратного флакона не увеличивалась в 10 раз. За месяц набирается хороший объём стекла, и когда у нас задерживается поставка первичной упаковки, мы можем неделюдве обходиться вторичным стеклом.

Мы продумываем всё до мелочей. На нашей стеклянной упаковке – бумажная наклейка, сейчас такие мало кто использует. На ней специальный клей, который хорошо её держит. Но если какое-то время подержать упаковку в воде, наклейка легко отходит, и её можно сдать в переработку.

И всё же от некоторых наших идей пока приходится отказываться. Мы хотели перейти на экологичные краски, но цена вопроса за этикетку оказалась 60 рублей — это слишком дорого. Нужно соблюдать баланс между экологичностью и жизнеспособностью предприятия.

Покупатели оставляют нам много отзывов и предложений. Например, молодые мамы волновались, что стекло может быть опасно для ребёнка, так как он может уронить нашу баночку в ванной. Мы прислушались к обращению и стали выпускать детскую серию в пластиковой перерабатываемой упаковке. На этикетках мы указываем вид пластика, из которого сделан флакон, включая крышечки, чтобы можно было понять, как правильно разделить и сдать упаковку в переработку.

Маленькая этикетка контроля вскрытия

Ещё один момент при продаже косметики — контроль вскрытия. Это когда под вакуумом наклеена плёнка, чтобы сразу было видно, если кто-то уже «заглянул» в продукт. Покупателю кажется: «ну, небольшой кусочек плёнки — ничего страшного, выброшу». Но это ведь тоже лишний мусор. И поэтому мы не используем дополнительный контроль вскрытия в виде плёнки. Такой подход создаёт нам проблемы по выходу в сети. Был случай, когда посетители магазина вскрыли все наши баночки с масками, из-за чего сеть вывела их из продажи. В 2019 году мы хотим подготовить решение, которое позволит сделать этикетки контроля вскрытия из разлагаемых материалов.

Иногда наши экологические принципы идут вразрез с коммерческим подходом: действуют правила рынка, или сильны привычки покупателя, и он не готов от чего-то отказаться. Но мы не можем производить разную продукцию специально для сетей и отдельно для своих магазинов с лояльной аудиторией. Приходится ждать решений от упаковочной индустрии.

Я часто езжу на выставки, где представлены разные виды упаковки. На одной из них я спросила поставщиков про поршневой дозатор, который мог бы выкачивать до конца продукт из стеклянного флакона. Через год они предложили такое решение: внутри стеклянного флакона вставлен пакет, в котором находится продукт, и при нажатии на дозатор пакет «сдувается», а продукт полностью выкачивается. Но это решение создаёт ещё больше мусора.

Конечно, есть интересные предложения, нуждающиеся в доработке, я вижу изменения в упаковочной индустрии. Раньше никто и не думал об экологичной упаковке, а сейчас на выставках к таким моментам уже относятся с пониманием и часто готовы придумывать новые решения.

Развивать поставщиков

Ещё один момент, которого мы придерживаемся – раздельный сбор отходов в офисе и на производстве. Вывоз общего мусора может стоить 50 тысяч рублей, но у нас забирают его раздельно – по категориям и возвращают за это около 12 тысяч. Получается, используя раздельный сбор, мы экономим до 144 тысяч рублей. Такие решения несложны, и их легко можно внедрить на любом предприятии.

Вопрос в том, как заразить окружающих такими идеями. Как, например, не использовать пластик в офисе, не печатать лишнее на бумаге, использовать двустороннюю печать. Мы развиваемся сами и вдохновляем на это наших партнёров, переходя с ними на электронный документооборот. Со многими из них у нас подписаны дополнительные соглашения по экологической политике.

«Продающая» упаковка

Все наши исследования говорят о том, что продаёт именно упаковка. Сколько бы мы ни говорили, что можно приобретать такой же по качеству товар в более простом виде, среднестатистический покупатель продолжает выбирать товары в яркой упаковке. Ещё один маркетинговый ход — слишком большая упаковка, которая не соответствует размеру товара. Если производитель её использует, он обманывает покупателя и увеличивает нагрузку на окружающую среду: для перевозки переупакованного товара нужно больше места, а значит, машин, дымящих выхлопными газами.

В Китае предусмотрены штрафы для производителей, если упаковка на 30% больше самого товара. У нас пока что законодательство очень медленно реагирует на требования времени. Есть вещи, которые должны быть под государственным контролем, и это один из таких моментов.

Мы не делаем большую яркую упаковку и, возможно, часть потенциальных покупателей нас от этого «не видит». Но потребители, для которых важна эффективность продукта, его качества и близки наши ценности, делают выбор в пользу нашего бренда. У нас очень высокая лояльность потребителей, повторные продажи составляют от 86 до 90%.

В этом году мы проведём анализ эффективности принятых мер, купим новое энергосберегающее оборудование и продолжим искать решения по снижению экоследа, Я вижу, что заинтересованных в экологичном подходе предприятий и людей становится больше, и очень этому рада.

Ничего лишнего

Интересные публикации

Пакета нет
Почти всю жизнь я живу в Тюмени, по образованию — филолог, работала журналистом, а потом…
Ирина Власова 19/04/2019
Спасти еду из помойки
Я социолог, живу в Петербурге, работаю в интернет-газете «Бумага», в свободное время организую «Домашние конференции»…
Ирина Власова 11/03/2019
Салфетки пахнут воском
Я живу в Москве, весной закончила школу и параллельно получила образование секретаря, а сейчас заочно…
Ирина Власова 06/02/2019
Пластиковая бесконечность
Я училась на факультете графического дизайна в Британке [Британская высшая школа дизайна] и в качестве дипломного…
Ирина Власова 30/01/2019
Чинить, а не выбрасывать
Я директор общественной организации «Общество развития продуктивных инициатив», живу в Перми и уже десять лет…
Ирина Власова 23/01/2019

Узнай, чем занимается Гринпис home Твоя помощь поддержит нашу работу

keyboard_arrow_up