menu Меню

Многоразовый я, твой стакан

История Светланы Ачуевой, которая запустила первую в Россию систему капшеринга

История Светланы Ачуевой, которая запустила первую в Россию систему капшеринга

Раньше я занималась ювелирным люксовым рынком, а потом неожиданно для самой себя перешла в экологию. Это случилось после фестиваля во Франции.  

Мы были там с братом, и оба плохо говорили на французском. Нам вручили стакан за депозит в евро, и мы долго разбирались, что с ним делать. Сначала мы радовались, что нам достался здоровский сувенир, а потом поняли: только в него наливают напитки в барах. Потом стакан можно было вернуть организаторам и получить обратно его залоговую стоимость. Все люди вокруг действительно пили из этих многоразовых стаканов, и под ногами не валялись кучи одноразового пластикового мусора. Мы не стали сдавать стакан, а решили забрать его в качестве сувенира.

Нам понравилась история с залоговой тарой для напитков, она весёлая и отлично работает во время массовых мероприятий: фестивалях, спортивных соревнований. Ведь сколько ещё можно плодить одноразовую посуду?

Когда вернулись домой, мы связались с партнёрами во Франции, узнали от них много нюансов по организации процессов и решили запустить подобный проект в России. Мы назвали его капшеринг HappyCup. Сейчас этот проект — моя основная работа и занимает 24 часа в сутки.

Первый фестиваль

Мы запустили проект летом 2018 года и смогли найти крупного партнёра — фестиваль «Усадьба Jazz», который проходит в нескольких городах России. Мы внедрили систему капшеринга на фестивалях в Москве, Екатеринбурге, Воронеже и Санкт-Петербурге. Во всех городах посетители фестивалей прекрасно принимали идею депозитных многоразовых стаканов вместо одноразовых. На каждом стакане у нас написана фраза: «Не выбрасывай меня, многоразовый я, твой стакан». Мы наблюдали, как один из посетителей после прочтения этой фразы сказал: «Теперь я не смогу отдать вам стакан, потому что он мой, на нём же написано — мой стакан».

За прошлое лето мы побывали на девяти фестивалях, их организаторы с радостью принимали нашу инициативу, ведь все действительно устали от одноразовой посуды. Владельцы баров были рады, что не нужно покупать многочисленные одноразовые стаканы, а потом организовывать вывоз мусора. Те стаканы, которые всё-таки кто-то потерял, гости фестиваля приносили в точку возврата, и получали 100 рублей депозита за каждый. Все были очень довольны собой, помогая сохранить природу чистой и при этом зарабатывая. На одном из фестивалей, где полностью внедрили капшеринг, удалось спасти около 65% одноразовых стаканов, заменив их многоразовыми. Мы надеемся, что эта цифра значительно увеличится в будущем.

Как устроена система

Многоразовые стаканы мы выпускаем в России, а этикетки заказываем в Европе, потому что там они более качественные.

На мероприятиях есть два вида стакана: одни брендированные, с символикой события, другие — без логотипов, на замену. Если фестиваль идёт целый день, люди подходят к бару несколько раз. Они могут наливать напитки в свой стакан, но могут взять чистый, чтобы поменять напиток: пили лимонад, а теперь кофе. В конце мероприятия они тоже могут поменять стакан на чистый бесплатно и забрать с собой или вернуть нам и получить депозит. Размер депозита зависит от фестиваля, но мы советуем делать его 100 рублей. Это адекватная сумма, ровная, здесь не нужна сдача. В Европе депозит за стаканы составляет от одного до трёх евро. Нам возвращают примерно 5–8% стаканов, гости любят забирать их в качестве сувенира.

Если фестиваль проходит каждый год, мы можем сохранить оставшиеся стаканы на будущее. Мы их моем, обрабатываем и храним. В таком случае фестивалю в следующем году нужно заказывать меньше стаканов, глобальное потребление пластика уменьшается. В дизайне мы специально не привязываемся к году, чтобы стакан жил дольше. Если это одноразовое мероприятие, стаканы идут в переработку. Они из полипропилена, но так как мы используем цветные этикетки, их нельзя переработать обратно в стакан. Они превращаются в непищевые истории: банковские карты или хозтовары.

Пока проект на начальной стадии, и сейчас рано говорить о прибыли. Но потенциал мы видим большой. Фестивальный сезон ограничен погодными условиями, так что в другое время мы работаем с крытыми аренами, спортивными и концертными площадками.

Помимо коммерческой составляющей, это действительно хорошая и добрая история. Про проблему с одноразовыми стаканчиками я и сама раньше не задумывалась, а сейчас понимаю, насколько катастрофична ситуация с пластиком во всём мире.

Когда у наших стаканов появились крышки (тоже многоразовые), их стало удобно использовать для покупки кофе с собой. Я выбираю стакан с одного из фестивалей, пью кофе из него, а заодно вспоминаю приятные и смешные моменты из наших поездок по разным городам.

Ничего лишнего

Интересные публикации

Пакета нет
Почти всю жизнь я живу в Тюмени, по образованию — филолог, работала журналистом, а потом…
Ирина Скипор 19/04/2019
Косметика без отходов
Когда я была беременна сыном, мне хотелось найти натуральную косметику и бытовые чистящие средства, которые…
Ирина Скипор 21/03/2019
Спасти еду из помойки
Я социолог, живу в Петербурге, работаю в интернет-газете «Бумага», в свободное время организую «Домашние конференции»…
Ирина Скипор 11/03/2019
Салфетки пахнут воском
Я живу в Москве, весной закончила школу и параллельно получила образование секретаря, а сейчас заочно…
Ирина Скипор 06/02/2019
Пластиковая бесконечность
Я училась на факультете графического дизайна в Британке [Британская высшая школа дизайна] и в качестве дипломного…
Ирина Скипор 30/01/2019

Узнай, чем занимается Гринпис home Твоя помощь поддержит нашу работу

keyboard_arrow_up