Greenpeace — это независимая международная природоохранная некоммерческая организация.
Мы работаем только на частные пожертвования граждан и не принимаем финансирования от коммерческих, государственных и политических организаций.
ОМННО «Совет Гринпис» © 2021
Автор текста: Ольга Балашова
История опубликована 17/12/2020 8 минут
У Лены дома пластинки и проигрыватель. Она показывает одну, которая называется Greenpeace Breakthrough. Её нашёл на барахолке и подарил друг на прошлый Новый год. Среди исполнителей разные группы, в основном рок-н-ролльщики. На выручку от продаж был основан офис Гринпис в СССР.
Лена пьёт зелёный чай с морошковым вареньем и рассказывает, как долго пыталась попасть в Greenpeace — около пяти лет. Она несколько раз подавалась на работу в организацию. Вакансии были неважны, главное — попасть в команду. «Меня тянуло, какие-то шажочки, соприкосновения постоянно были».
В разные годы Лена помогала собирать подписи против поджогов травы, ездила на волонтёрский слёт и волонтёрила на посадках леса. Подавалась на вакансию менеджера по полиграфии — не ответили.
А однажды она увидела, что Greenpeace ищет секретаря. И Лена, имея в кармане красный диплом «международника», откликнулась на неё. Письмо начала так:
«Меня зовут Елена Шишкина, мне 27 лет, и я очень хочу работать в Гринпис».
На эту вакансию девушку тоже не взяли — посчитали, что эта должность будет ей неинтересна. Зато предложили руководить проектом о правильном выращивании леса «Возродим наш лес».
Первым заданием Лены было организовать 20 школьных питомников в Подмосковье за один месяц. Для этого нужно было много желудей, ей их привезли, а они жутко воняли. Жёлуди всю зиму хранились на дне канавы в питомнике Greenpeace, на качество это не влияло, но затхлый запах был сильный. «Я пришла в Гринпис, а мне подсунули вонючие жёлуди. Вот они пахнут, давай с ними возись, перебирай. У меня были определённые ожидания о работе в Greenpeace: стильные логотипы, красивые брошюры, вылизанные фотографии — бодро, весело, чистенько. В реальности всё иначе. Моя предыдущая экодеятельность не была связана с землёй. Я просто не ожидала, что жёлуди могут так пахнуть. Разбила розовые очки и стала ближе к земле», — вспоминает Лена.
Лена училась на специальности «международные отношения». Поначалу ей нравилось, но в какой-то момент она поняла, что тратит своё время на пустоту, на то, что будет меняться очень сильно: «Мне начало казаться, что это такая чушь, что сказал один политик по отношению к другому. Всё это так зависит от ситуации в мире. Что нужно сказать, то человек на высоком уровне и будет говорить. Стало жалко своего времени».
На третьем курсе Лена поехала на форум Селигер в Тверской области и встретила там пожилого хиппи-экоактивиста из Индии. «Он рассказывал про свою работу: защиту морских млекопитающих. И меня это так триггернуло. Его рассказ, что он занимается охраной океана. Я помню, что это была отправная точка, я поняла, что хочу заниматься экологией и мне больше ничего не интересно».
В детстве Лена часто гуляла в лесу, много читала о природе.
«Во мне это всё жило, и тут я осознала, что мне это интересно, нужно. Хочу лучше узнавать природу. Это что-то такое постоянное и ценное, а не меняющееся постоянно от внешних обстоятельств, как политика».
Через год Лена выиграла грант и уехала учиться в Миннесоту. Там её поразило и вдохновило, что люди любят место, в котором живут, заботятся о нём: мусор не валяется, организован раздельный сбор. Год учёбы в США повлиял на её мировоззрение: «Я стала больше принимать разность людей, рушить свои предрассудки».
Лена вспоминает свои первые посадки, которые она организовывала в Гринпис. «Конечно, волновалась. Везде что-то происходит, и ты как Джон Траволта на месте, где были ларьки с шаурмой. За что схватиться — непонятно. Все процессы были отлажены, и тебе как будто на месте ничего делать не надо. Инструкторы знают свою работу, повара — тоже».
За время работы она организовала три посадки леса: в Радищево, и две в национальном парке «Угра». Причём последние пришлось планировать дистанционно из-за карантина. Лена гордится этими мероприятиями. «Очень много сил вкладывалось, и всё получалось. Шаг за шагом, потихонечку начинаешь. Картинка складывается, хотя изначально ты смотришь как на чистый лист. А потом у тебя и палитра “Угры” обрисовалась. Прекрасные посадки, столько людей в это вовлекаются!».
Её вдохновляет, что на посадки приезжает много людей, в том числе и сотрудников Гринпис. «Посадки — это мероприятие Гринпис, но мои коллеги туда едут отдохнуть. Мы делаем событие, на котором люди могут свои потребности восполнить. Вроде и природе делаем хорошо, но и людям это нравится. Это меня сильно вдохновляет, и я горжусь, что у нас получаются такие посадки. Хочется, чтобы это росло и развивалось».
С 2011 года в рамках проекта посадили 11 лесов. За их состоянием следят, планируют проводить уходовые мероприятия. Ведь посадить — не значит вырастить.
Работа организатора посадок состоит в том, чтобы выстроить разные процессы: логистические, кашеварные, вовлекательно-людские. Нужно и вкусным вегетарианским питанием участников обеспечить, и саженцы из питомника выкопать, привезти на место, и лопаты с вёдрами выдать, и самих людей позвать на мероприятие. В день посадок нужно уследить за многим: привезли ли кашу, чтобы всем всего хватило, никто не потерялся и не отрубил себе ничего.
У Лены не остаётся времени сделать то, ради чего всё затевается: своими руками посадить дерево.
«Хочется порой приехать как участник, взять букетик дубов и пойти как нормальный человек сажать».
Чтобы отдохнуть душой от организаторской работы, Лена сделала свой лесной питомник у друга на даче. Двадцать два выросших вяза пересадила на постоянное место по кромке оврага. Каждую весну и осень следит за их развитием и ухаживает. А в этом году в питомнике посадила клёны. Она их собирала совсем маленькими, с интересом наблюдала за тем, как они всходили дома. Волновалась, взойдут ли. «Морковь, огурцы — это мне неинтересно, а вот деревья — интересно».
В лесной команде волонтёров люди разные. Задача Лены — заинтересовать каждого общим делом, сделать так, чтобы вовлечение в лесные дела приносило удовольствие и удовлетворение каждому. «Чаще всего я делаю это интуитивно. Поддерживаю пламя, тряся пендюрку над огнём, чтобы оно не гасло. Не всегда получается, конечно. Мне помогает моё умение слушать».
Волонтёры присоединяются на разных этапах проекта. С одной стороны, такая неопределённость печалит Лену. С другой — очень ценно, что разные люди привносят свои идеи. Например, идея втыкать колышки рядом с саженцами принадлежит волонтёрке из Калуги, Ольге. Она ездила ухаживать за посадками, и, поняв, как сложно искать деревца в высокой траве, предложила их таким образом помечать.
«Мне хочется, чтобы это был лес, который соединяет много разных людей. Чтобы каждый делал что-то своё. Разные связи между людьми, которые выливаются в общее дело. А я человек с клубочком, который каждому ниточки раздаёт, и эти ниточки переплетаются».
Важная часть работы Лены — организация лесных питомников вместе со школами. Она даже разработала урок, чтобы детям было интересно слушать про выращивание леса. С детства школьники узнают, что вырастить дерево — это большой труд, нужно в него вкладываться. Просто засунуть семечко в землю недостаточно. На грядках детям интересно: «Так, где мои жёлуди? Здесь грядка первого “А”, сюда не ходите». В работе с детьми Лена видит самый большой смысл своей деятельности.
«Может быть, ребёнок даже не вспомнит, что на него повлияло. А приезд людей из Гринпис и посев желудей когда-то аукнется в большом положительном ключе. Если с детьми не работать, то у нас в стране ничего не изменится».
Лену тревожит экологическое состояние планеты, кажется, что дальше будет только хуже. Чтобы отвлечься от этих мыслей, она учится играть на пианино. Делится, что электропианино купила недавно и предлагает сыграть. Её руки касаются клавиш, и слышится мелодия песни Imagine Джона Леннона.
Работа в проекте «Возродим наш лес» даёт Лене надежду. «Мне нравятся деревья. Я изучаю их. Смотрю на кору, листву, как она меняется в разных погодных условиях. Такая внутренняя нежная любовь к дереву. У нас меняются обстоятельства: мы болеем, мы спешим, мы умираем, мы рождаемся, у нас суматоха всегда. А они спокойные, с ними особо ничего не случается. Это вдохновляет, хочется уйти от суеты, немного остановиться и просто созерцать. Работа в Гринпис даёт мне связь с лесом. Я нашла то, к чему шла».
Проекту «Возродим наш лес» нужна помощь круглый год, ведь посадить — не значит вырастить. Помогите нам выращивать леса, проводить лесные уроки и организовывать школьные питомники. Сделайте пожертвование.