menu Меню

Зелёный киносеанс  

Экологическая тема в игровом кино и как это может помочь встать на «Зелёный курс»

Экологическая тема в игровом кино и как это может помочь встать на «Зелёный курс»

17 апреля в России прошла премьера фильма «Великий» (в оригинале «Минамата»).  Это картина об экологической катастрофе вызванной сбросами опасных веществ в Японии. Greenpeace пригласили представить фильм зрителям, что и сделал директор по программам, исследованиям и экспертизе российского Greenpeace Иван Блоков. А мы подумали, что это хороший повод поговорить о том, какое место вообще занимает экология в игровом кино. 

Экологические темы присутствуют в игровом кино довольно часто. Но отношение к ним с годами довольно сильно изменилось. Возможно, это не так заметно обычному зрителю. Посмотрим на эволюцию осознания экологических проблем глазами тех, кто занимается охраной природы и видит кинематограф через свою «профессионально деформированную» призму. 

Экологическое кино как зеркало общественной жизни 

Экологические темы конечно же становятся предметом интереса кинематографистов на фоне резонансных событий в обществе. В этом смысле и западный, и советский кинематограф очень хорошо отразили чувствительные темы второй половины ХХ века, хотя и  в разных форматах.

В марте 1979 года вышел фильм-предупреждение «Китайский синдром» с ранним Майклом Дугласом. Сделанный в традиционном голливудском стиле фильм с полукриминальным сюжетом о борьбе с фальсификациями во время строительства атомной станции по иронии судьбы был показан за несколько дней до уже реальной аварии на АЭС «Три-Майл-Айленд» в США.

Четыре года спустя на экраны выходит фильм «Силквуд» с Мерил Стрип, Куртом Расселом и Шер, который  тоже рассказывает о замалчивании проблем в ядерной отрасли. Попытки главной героини вскрыть эти проблемы заканчиваются трагически. Фильм снят за три года до чернобыльской аварии.

Чернобыльская катастрофа дала целый букет игровых фильмов, в которой особо выделяется короткий сериал «Чернобыль», созданный в 2019 году американским телеканалом HBO совместно с британской телесетью Sky. Он вызвал немало критики со стороны экспертов-профессионалов, но тем не менее, открыл для многих события 35-летней давности, которые начали уходить на задворки исторической памяти.

«В смертельной опасности» (1994) — один из ранних экшенов Стивена Сигала о противостоянии уже нефтяным корпорациям, вторгающимся на земли коренных народов Аляски. По-сигальски неприхотливый и простоватый сюжет (фильм стал номинантом «Золотой малины»), поднял тему прав коренных народов на свои земли, и конечно же в его центре герой-одиночка, который на самом деле совсем не один, а с силами природы и сакральными знаниями народов Севера. Подтекстом фильма мог стать произошедший несколькими годами ранее огромный разлив нефти. Компания Exxon — одна из самых могущественных корпораций мира — после аварии своего танкера у берегов Аляски включила все свои возможности, чтобы уйти от ответственности.

А психологическая драма «Тёмные воды» (2019) — о противостоянии обычного фермера и простого адвоката и всесильной химической корпорации DuPont, выпускающей в том числе популярную тефлоновую посуду, которая, как оказалось, далеко небезопасна в производстве. И если c DuPont всё очевидно и их даже можно понять — ребята защищают свою прибыль, — то позиция остального большинства это действительно тёмные воды общественного мнения, в которых можно почерпнуть все что угодно: и поддержку, и надежду, и ненависть. 

Недавняя роль Джонни Деппа в фильме «Минамата» (2020) — попытка раскрыть роль личности в противостоянии уже японским корпорациям. Фильм основан на исторических событиях середины прошлого столетия и показывает драматическую судьбу жителей Японии, пострадавших от сбросов ртути в залив Минамата. Синдром вызванный отравлением ртутью был назван болезнью Минаматы. 

Западный экологический кинематограф это, как правило, противостояние персонифицированному злу или штурм собственного страха, как в «Глубоководном горизонте» (2016), где в катастрофе в Мексиканском заливе в 2010 году проявляется характер простых работяг-буровиков, по ходу сюжета превращающихся в героев. 

Стоит уточнить, что ландшафтный экоэкшен есть и в советском и российском кинематографе, и он проявляется в фильмах о браконьерстве, таких же понятных советским и российским зрителем как фильмы о тюрьме и зоне. «Голубой патруль» (1974), «Призрак» (1991) и многих другие фильмы о браконьерстве находят вполне объяснимый отклик в нашем обществе, в своем большинстве традиционно симпатизирующем дикой природе. 

Но браконьерская тема в советском игровом кино — это всё же не противостояние корпорациям. Тут главные герои борются с местными браконьерскими группировкам и вороватым чиновникам. Скорее, это рефлексия на тему «почему мы такие» с попытками сформировать новые общественные установки по отношению к природе. Судя по всему, эти попытки пока безуспешны, и в итоге браконьерская тема уверенно шагнула с советского экрана в XXI век: «След тигра» (2014), «Неподкупный» (2015) и другие.

Экология в советском кино вызов системе

Переосмысление советской модели хозяйствования, жизни и, если хотите, мышления — мейнстрим послевоенного советского кинематографа. Это переход от формулы покорения природы к формуле чего-то другого, непонятного, но что в итоге противоречило советской модели освоения нетронутых территорий. Можно сказать, экологическое кино было вызовом всей системе, а не просто какой-то отдельной корпорации.

Стартовые позиции тут были почти нулевыми или даже отрицательными. Вспомним  маршаковскую  «Войну с Днепром»: 

Человек сказал Днепру:
— Я стеной тебя запру…

Или послевоенная романтическая комедия о сибирских просторах «Поезд идет на восток» (1947). «Видите, видите, цех стоит, я там глухаря убил, — восторгается директор одного сибирского завода. — А вот там ещё три цеха будут стоять. Отодвинем тайгу!» — гордится директор сибирского завода.

Лесоповал, бензопилы врезающиеся в стволы деревьев, это вообще распространенный визуальный бэкграунд 1960-80-х от мелодраматических «Девчат» (1961) и «Не могу сказать прощай» (1982) до «Опасных друзей» (1979).

И вот появляется дилогия «У озера» (1969), наверное, один из первых масштабных советских экологических фильмов. Можем ли мы строить ЦБК на Байкале? Есть ли безопасные технологии, или всё-таки существует какая-то этическая граница, где должно остановиться индустриализированное сознание?


Фильм появился на фоне дискуссии вокруг мегапроектов по строительству ГЭС в низовьях Оби и Лены с затоплением огромных территорий. Как ЦБК на Байкале и все мегапроекты встраиваются в теорию коммунизма? В чём смысл жизни и коммунизма? — задают друг другу странные для нашего времени вопросы герои эпопеи.  

«В работе главное — это цель», — утверждает директор комбината на Байкале. И тут же: «Человек может всё, а научиться очистить воду — не можем».

Такое ощущение, что лучшие и самые талантливые люди той эпохи, которую можно смело назвать Эпохой с большой буквы, понимали, что делали что-то не то и поэтому глушили совесть кто алкоголем, кто дофамином трудоголизма, как директор ЦБК в исполнении Шукшина:

Ночь наступает, часы пленя.
Мозг, как неразорвавшаяся мина,
Чуть утро — бросает на амбразуру дня
Тело за новой порцией дофамина.

В итоге ЦБК построен, экологи проиграли, и только спустя десятилетия стало понятно что они были правы. ЦБК был закрыт. Но какой ценой!  

В конце фильма главная героиня уезжает на Лену, где может развернуться новый мегапроект. И такие были не только на Лене. Об этом «Сибириада» Андрея Кончаловского (1978), фильм о поколениях и покорении Сибири. А задумывался он как фильм о нефтяниках. Вокруг нефти и выстраивается сюжет. Её ищут несколько поколений. И в конце концов от неё зависит будущее Сибири: если нефть не будет найдена, то будет построена мегаГЭС в низовьях Оби. Парадокс: чтобы не затопить Сибирь, нужно найти нефть. Третьего просто не было дано, как и не было судеб десятков тысяч жителей Тюменской области, чьи дома должны были уйти под воду. 

«А вот всё хорошее выкачается, а дерьмо останется, вот на ём и держись», — по-сермяжному просто оценивают крестьяне свои перспективы после первой попытки найти нефть сразу после революции 1917 года. И уже в 1960-е годы, когда нефть найдена, всё заканчивается метафорическим пожаром. Эпическая концовка с пылающей фонтанирующей нефтью, в которой сгорает родовая память нескольких поколений (горит вековой погост), оставляет всех в недоумении. 

Проходит ещё каких-нибудь девять лет, и уже советское поколение конца 1980-х выходит на первый массовый экологический митинг в защиту Байкала, а в советское кино экологическая тема входит угнетающим промышленным пейзажем из бесконечных труб и громыхающих цехов в «Маленькой Вере» (1988), усыхающим Аралом в «Игле» (1988). Этот беспросветный в прямом и переносном смысле фон не просто часть жизни героев, но безвозвратно засасывающая индустриальная воронка, в которой ломаются мечты, молодость, надежды.

Экологический апокалипсис и фильмы-предупреждения

Популярным сюжетом в последние десятилетия стали апокалиптические фильмы и фильмы-катастрофы. Особняком здесь стоит климатический хоррор «Послезавтра» (2004) с относительным хэппи эндом и по-голливудски проработанной хьюман стори. Фильм глубоко проник в массовое сознание и до сих пор является источником заблуждения, что никакого глобального потепления нет, а есть глобальное похолодание. Тем не менее, «Послезавтра» всколыхнул общественное сознание в нужном направлении.

Человеческие взаимоотношения в постапокалиптическом мире — частый предмет рефлексии. «Ненавижу паруса!» — квинтэссенция главаря банды отморозков, которые остались при ископаемом топливе на затопленной морем планете в «Водном мире» (1995). Фильм — о поисках уцелевшим человечеством не просто суши, потерянной в результате глобального потепления, а чего-то большего. 

Эстафета подхвачена в «Почтальоне» (1997), который дарит надежду в постъядерном апокалипсисе. «Элизиум – рай на земле» (2013) предлагает кардинальные решения в социальной антиутопии, где мир будущего страдает от перенаселения, болезней и войн. Оскароносный «Безумный Макс – дорога ярости» (2015) отвечает на вопрос, как противостоять обезумевшим диктаторам, захватившим остатки природных ресурсов. Ну и конечно же «Кин-дза-дза!» Данелии в 1986 году.

При всей гротескности и частой наивности сюрреалистических сюжетов постапокалиптическое кино ставит крайне важный вопрос: как мы воспримем грядущую экологическую диктатуру, к которой идём и в итоге можем прийти? Ведь это будут не просто неприятные для кого-то слова и эмоции Греты Тунберг.

Зелёный киношанс

В начале этой истории слово «зелёный» поставлено в кавычках. Но тренд таков, что тема экологии раскавычивается. Киноискусство в этом смысле не исключение. И к сожалению, и к счастью. 

К сожалению — потому что кино отражает современную суицидальную проблему, в которую человечество загоняет себя вследствие своей же глупости и алчности. И сюжетов для новых экологических фильмов предостаточно. Вот очередная попытка нефтегазового покорения Арктики, очередная Сибириада уже нашего поколения. 

К счастью — потому что именно такие проблемы становятся вызовом, способным пробудить в человеке человеческое. И пусть киноискусство поможет в этом.

А всех, кто готов перейти от слов к делу, мы просим поддержать «Зелёный курс» для нашей страны, предложенный уже не кинематографом, а российскими экологическими организациями

 

Арктика Байкал катастрофа климат нефть Чернобыль энергетика

Интересные публикации

Интервью: малые ГЭС в Кабардино-Балкарии
Климатическая команда российского Гринпис продолжила свою экспедицию, чтобы узнать, как отдельные регионы переходят на климатически…
Олеся Викулова 25/11/2021
Солнечные батареи в Ставрополе
Команда климатического проекта российского Гринпис продолжает серию экспедиций по регионам России. И очередной остановкой для…
Олеся Викулова 20/11/2021
COP26: итоги
13 ноября в Глазго закончилась 26-я Конференция ООН по климату (COP26), в рамках которой страны…
Олеся Викулова 15/11/2021
Зачем кто-то мутит воду Авачинского залива
19 октября на портале sm.news вышла «разоблачительная» статья «Зачем Greenpeace мутит воду Авачинского залива». В…
Юлия Давыдова Михаил Крейндлин Василий Яблоков 11/11/2021
Убьёт ли нас воздух
В прошлом месяце Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) опубликовала обновлённые глобальные рекомендации по качеству воздуха (предыдущая…
Олеся Викулова 08/11/2021

Инструкции

16 советов как экономить энергию в квартире
Рациональное использование ресурсов уже давно волнует как мировых политиков и климатологов, так и обычных жителей.…
Олеся Викулова 01/09/2021
Что делать, если рядом лесной пожар
В этом году, кажется, все мы убедились, что загореться лес может где угодно, а не…
Софья Косачёва 08/07/2021
Солнечная батарея для дачи: в чём плюсы и как сэкономить?
Сегодня сложно представить дома в Европе и США без солнечных панелей. Так, в одном из…
Олеся Викулова 29/04/2021

Узнай, чем занимается Гринпис home Твоя помощь поддержит нашу работу

keyboard_arrow_up