Greenpeace — это независимая международная природоохранная некоммерческая организация.
Мы работаем только на частные пожертвования граждан и не принимаем финансирования от коммерческих, государственных и политических организаций.
ОМННО «Совет Гринпис»
Автор текста: Юлия Давыдова
Фото © Михаил Проскалов
История опубликована 05/07/2021 7 минут
«Если мы ничего не будем делать, то это похоже на то, что мы пилим сук, на котором сидим. И мы рухнем вместе с ним», – Анатолий говорит о климатическом кризисе с негодованием. При знакомстве он сразу показался живым и энергичным: звонко поздоровался, крепко пожал руку, смотря прямо в глаза. А ещё интеллигентным. Не потому, что носит очки, а потому что сразу увлечённо начал рассказывать о зелёной энергетике и с грустью – о загрязнении воздуха в Мюнхене. Ещё в молодости он переехал в Германию и прожил там 50 лет, а потом вернулся в Россию, в Санкт-Петербург.
О Мюнхене Анатолий всё равно вспоминает с теплом: красивая природа, ухоженные леса, парки и скверы, нельзя представить, чтобы на улице лежал мусор. Повсюду стоят маркированные контейнеры: «бумага», «стекло», «пластик». «И люди аккуратно разделяют мусор, следуют рекомендациям. Но если вы бросите бумагу в обычный контейнер, никто вас штрафовать не будет. Это просто сознательность. И сам к этому привыкаешь».
Анатолий много путешествовал по миру, работа позволяла: 25 лет в компьютерной области на разных должностях от программиста до руководителя проектов. Однажды он оказался в мексиканской части Калифорнии и захотел сфотографировать экзотический пейзаж: пустыню с множеством кактусов разных форм и размеров.
Подъехал поближе, а на каждом кактусе — пластиковый пакет. «Это было в 1989 году. Неприятное зрелище».
Таких неприятных зрелищ в жизни Анатолия было немало: привык всё замечать и анализировать.
С выходом на пенсию жизнь не стала менее насыщенной, а Анатолий не поддался хандре и не заперся дома. Наоборот – не мог усидеть на месте, ведь наконец появилось время для хобби: стал чаще заниматься спортом, пять лет ходил в университет вольным слушателем.
Интересовали многие вопросы, например, астрофизика и геофизика, а ещё проблемы парниковых газов и изменения климата.
Да и пластиковые пакеты, которые не дали Анатолию сделать фотографию дикой природы, до сих пор летают по пустыням Мексики. К великим свершениям Анатолий тогда был не готов, но что-то менять определённо было нужно.
Началось всё в Мюнхене с «Прямого диалога» Greenpeace – программы по привлечению сторонников. На улице Анатолий встретил двух информационных представителей, которые рассказали о работе немецкого отделения Greenpeace и предложили оформить ежемесячное пожертвование. В СМИ Германии часто говорят про Greenpeace, поэтому он уже немного знал, чем занимается организация и сразу согласился.
«Greenpeace не берёт никаких денег со стороны коммерческих компаний или государственных органов. А для меня это был небольшой ежемесячный взнос, я от этого не победнел бы – 20 евро в месяц. У Greenpeace есть свои судна, лаборатория для анализа загрязнений. Это всё содержать нужно. При этом у них было много успехов, например, именно они предотвратили затопление буровой установки Brent Spar компании Shell в Северной Атлантике, что в противном случае могло бы вызвать сильнейшее загрязнение нефтью и тяжёлыми металлами Северного моря. В Фукусиму отправляли экспертов, когда произошла катастрофа. Из-за этого задумываешься: если есть возможность — почему не поддержать?».
Почти сразу Анатолий решил, что будет помогать не только финансово, и присоединился к группе волонтёров Greenpeace в Мюнхене. По его словам, никаких «драматических» акций они не проводили, на вышки не забирались. Анатолий помогал распространять информационные материалы, петиции и требования к баварскому правительству. Это было важно делать для того, чтобы люди узнали, с какими экологическими проблемами сталкивается Германия, какой вред эти проблемы наносят и что каждый может сделать, чтобы их предотвратить.
В этот период одно событие для Анатолия было особенно запоминающимся – поездка в Баварский лес, который вместе с соседним Богемским лесом на территории Чехии считается самым большим лесом в Европейском Союзе. Часть Баварского леса была признана заповедной и охраняемой государством. «То есть там ничего нельзя делать! Если появятся жучки-короеды, в обычном лесу их будут уничтожать, а там нет. В лесу даже тропинок нет. Это дикая природа».
Суть охранного статуса леса – сохранить его в первозданном состоянии. «Эксперты нам объясняли: дерево умерло – упало, а через него новое растёт. Лес возобновляется. Обычно лесники всё подбирают, чтобы было чистенько. А здесь нет, запрещено. Можете, как через джунгли там пробираться. Мне было очень интересно».
Четыре года Анатолий посвятил волонтёрству в Greenpeace, сотрудничество прервали проблемы со здоровьем. Но даже тогда он не опустил руки. Желание помогать не пропало, и вот уже больше 15 лет Анатолий оказывает посильную финансовую помощь Greenpeace.
Прекращать помогать Greenpeace не планирует, потому что поддерживает работу организации по проблеме климатического кризиса. По этой теме Анатолий советует посмотреть фильм «Неудобная правда», который произвёл на него большое впечатление. «Изменение климата – одна из крупнейших угроз для существования человечества, обусловленная не в последнюю очередь антропогенными причинами, то есть всё возрастающими выбросами парниковых газов в атмосферу. Мы отпраздновали вступление в третье тысячелетие, а будет ли вступление в четвёртое? Если мы будем сидеть, сложа руки, то вряд ли».
Равнодушных к этой проблеме людей он сравнивает с пассажирами Титаника. Они не хотели видеть, что судно движется в сторону айсберга, грозит с ним столкнуться и затонуть, как люди сейчас не хотят видеть, что из-за изменения климата в Сибири горят леса и тают ледники в Гренландии.
Главную опасность изменения климата Анатолий видит в том, что этот процесс уже нельзя остановить, а тем более повернуть вспять. И только радикальным отказом от сжигания ископаемого топлива можно замедлить этот процесс.
«Мы не можем предотвратить естественные катастрофы, такие как извержение вулканов, землетрясения, цунами. Но мы можем подействовать на антропогенные причины изменения климата. И даже если не каждый из нас может активно участвовать в экологическом движении, очень важно знать и осознавать то, что происходит с климатом на Земле».
По мнению Анатолия, культура благотворительности в России ещё только развивается. В Германии люди жертвуют в несколько раз больше, хотя там и нет традиций благотворительности, в отличие от США. «В Америке люди всё делают сами — строят больницы и школы, нанимают учителей и знают, что без них ничего не будет двигаться. В Германии эта тема просто стала важной. Есть понимание, что надо поддерживать некоммерческие, общественно-полезные организации. Ведь если ты делаешь добро для всего общества, ты делаешь добро и для себя. Бытие определяется сознанием».
В 2020 году Анатолий вернулся в Россию и продолжает поддерживать работу Greenpeace — теперь уже в Петербурге. Его заботят местные экологические проблемы, и ему хочется помогать их решать в меру своих сил. При этом в своей помощи он не видит ничего героического:
«Если можно помочь, ты от этого не жертвуешь собой. Я просто считаю это порядочным делом. А если в поддержке экологического движения будут участвовать миллионы людей, то это уже будет очень значительный вклад».
Каждый может сделать свой вклад уже сейчас. Мы принимаем пожертвования только от частных лиц, сохраняя независимость в борьбе за природные ресурсы. Даже маленькое, но регулярное пожертвование позволит Greenpeace планировать свою работу и продолжать заниматься природоохранными проектами, бороться с пластиковым загрязнением и климатическим кризисом. Мы благодарим Анатолия и всех финансовых сторонников Greenpeace, которые делают нашу работу возможной.
климат лес нефть пластик Фукусима чистый воздух энергетика